Во-первых, начнем с картинки.
Я не часто выбираюсь в кино, т.к. в нашем захолустье кинотеатры нерентабельны, и приходится выбираться в Ростов, но "Возвращение Короля" я не пропустил, и прекрасно помню, какое ошеломляющее впечатление он производил. Впечатление было такое, что вот он - предел возможного, и ничего совершеннее быть не может в принципе. И хоть прошло десять лет до первого "Хоббита", хоть спецэффекты шагнули вперед, все равно, даже фильмы более совершенные в техническом плане в большинстве своем меркли в сравнении с третьим "Властелином", уступая его проработанности, его огромным масштабам. Да и трудно сравнивать фильмы, сделанные в разном стиле - так и оставалось "Возвращение Короля" для меня эталоном, пока...
"Хоббит" вышел как-то неожиданно, и, даже посмотренный мной не в кино, сразу, как это сейчас модно говорить, порвал мне шаблон)) Причем, дело тут, в общем не совсем в спецэффектах. Да, разумеется, все стало в разы зрелищней, посмотрите хоть на тех же варгов. Помните, как Пи Джей жаловался, что не смог достаточно качественно показать их во "Властелине"? И все прочее - от анимации животных, до тех самых масштабных битв, которые мы, правда видели совсем мельком - снято на совершенно другом уровне.
Но я отвлекся. Да, дело не столько в спецэффектах, сколько в декорациях. Разумеется, второе сильно зависит от первого, но... Уже в пролог "Нежданного путешествия", где показана изнутри Одинокая Гора, кажется вложено усилий больше, чем во все "Братство кольца". Деталей и мелочей такое количество, что диву даешься.
Особенно же Джексон и компания оторвались по части дизайна персонажей. Те самые 13 гномов - это просто эталон того, как должны работать художники. Они абсолютно разные, невероятно проработанные, удивительно обаятельные и запоминаются сразу и накрепко. Эх, никогда я теперь не смогу равнодушно смотреть ту сцену в Мории, где братство находит могилу Балина...
Далее - если раньше, при создании образов эльфов или магов, все сводилось, в основном, к одеванию их в светлые хламиды, с рюшечками и без оных, появившиеся в "Хоббите" Радагаст и Трандуил выразительностью внешнего вида просто опускают ниже плинтуса всех своих коллег по предыдущей трилогии. Тоже относится к Верховному Гоблину. Что там было во "Властелине" у орков? Углук и Готмог, говорите? Это даже не смешно, граждане.
Особенно хочется отметить, что на протяжение всего фильма видно влияние на визуальную составляющую фильма руки Гильермо Дель Торо. Вот классический пример поговорки "не было бы счастья, да несчастье помогло". Благодаря тому, что "Хоббит" несколько лет не мог сдвинуться с мертвой точки, успевший побывать в режиссерском кресле мексиканец сделал Джексону огромную услугу, значительно обогатив внешность всего фильма.
Еще драки. Драки теперь напоминают выступление какого-нибудь всемирно известного ансамбля песни и танца. Просто драк теперь минимум. Все более-менее масштабные бои, где задействован весь состав гномьего отряда, выглядит как сложное и комплексное действо, а сам отряд Торина - просто живым организмом, настолько согласовано действуют гномы. Почему это хорошо - скажу ниже.
Так, а почему это я все о картинке да о картинке? Частенько к отзывам, где человек описывает лишь визуальную часть фильма, многие, и достаточно справедливо, относятся пренебрежительно. Ведь если речь только о спецэффектах - значит, или в фильме смотреть больше не на что, или сам рецензент больше ни на что не обращает внимания. И вот тут я в тупике. Потому что во всем. что не касается внешнего вида, про "Хоббита" говорить абсолютно нечего. Это, извиняюсь, все тот же "Властелин Колец". Та же чудесная игра актеров. Та же, знакомая и родная атмосфера Приключения с большой буквы. Тот же стиль съемки. И куча знакомых лиц, за что мой низкий поклон создателям. Благодаря привлечению старых актеров, обе части фильма вызывают какие-то совсем детские чувства, а еще учитывая, что оба фильма вышли под Новый Год... Ощущение такое, будто ты встретил старого друга после долгой разлуки. Белый Совет в "Нежданном путешествии" - это просто катарсис. Да вы и сами знаете... Но самое классное - это не появление вышеозначенных мудрецов, даже не обожаемые мной даже по отдельности Галадриэль и Кейт Бланшетт, даже не внезапный Леголас, самое классное - это Элайджа Вуд, который, скотина такая, возникает в кадре настолько непринужденно, настолько обыденно, с таким повседневным видом, что кажется, он с ВК и не уходил никуда. А ведь прошло ДЕСЯТЬ ЛЕТ. В общем, это неописуемо
Так, я обещал сказать почему хорош постановочный экшен? Да потому, что благодаря книжному первоисточнику, "Хоббит", выросший из коротенькой детской сказки, дает сто очков вперед ВК в том, что называется "разнообразие". Он может быть и серьезным и смешным, он выглядит уместно там, где куда более серьезный ВК потерял бы достоверность. Настолько постановочные, да еще и безкровные драки во "Властелине" выглядели бы несерьезно, в "Хоббите" они вызывают восторг. Огромное количество деталей во внешности тех же гномов или Радагаста в ВК могло бы показаться излишним, в "Хоббите" хочется любоваться ими снова и снова. Малый объем сказки-первоисточника позволил незабвенной тройке сценаристов - Питеру, Фрэн Уолш и Филиппе Бойенс разойтись на полную катушку, при этом сохранив все основные узлы сюжета и суть истории, а не превратить фильм в неузнаваемую поделку "по мотивам".