07 Дек. 2013 20:19 Прямая ссылка
Рецензия содержит описание событий из фильма
Некоторые психологические заметки по сериалу Менталист
Акцент в сериале сделан на закономерностях поведения людей в критических ситуациях. Джейн практикует метод провокации во всех его вариантах в каждой серии и по отношению ко всем участникам. Провоцирует и изучает реакцию - только так можно быстро узнать истинное отношение участника к происходящему, вызвать наружу настоящие его эмоции . Показан новый, быстрый метод распутывания сложных дел - сначала узнаем (путем изучения улик на месте преступления и провокации участников), что случилось на самом деле, а потом, уже зная как действовал каждый из участников, находим улики там, где вероятнее всего они находятся или вынуждаем преступника сделать признание путем той же провокации. Если идти обычным путем - поиск улик на месте преступления, то это будет гораздо менее эффективно и займет больше времени и не всегда даст результат. Так, например, узнав что-то новое о преступнике и поняв как он действовал, Джейн возвращается на место преступления и находит улики, на которые эксперты и не обращали внимание.
Метод провокации часто выглядит неэтичным, особенно по отношению родственникам и близким погибших. Мы можем только предположить, что Джейн применяет этот метод только к тем, кто скрывает правду о том, что произошло на самом деле. В дальнейшем обычно так и оказывается и даже если Джейн случайно задевает чьи то искренние чувства (а это бывает редко), то обычно приносит извинения. Он искренен с теми, кто с ним не играет и члены его команды полностью ему доверяют. Он только консультант, но когда он говорит: «Отпустите его он не виновен», предполагаемого преступника обычно отпускают, не смотря на некоторую уверенность в обратном и официальную ответственность за такое решение. За этим стоит не только вера в его способности, но и искренность в отношениях – его команда знает, что у Патрика нет мотивов быть лучше, компетентнее их, он их не подставит. С другой стороны, и сами члены команды не имеют таких мотивов. В сериале нам как бы доказывают, что метод провокации может быть и эффективен и этичен, но только в чистых руках. Эту чистоту помыслов Джейна можно, с точки зрения психологии, интерпретировать как сильно выраженный мотив альтруизма. В отдельный сериях, касающихся его детства, показано, что он боролся с собой, когда ему приходилось обманывать других, т.е. альтруизм был присущ его личности, а не появился после трагедии происшедшей с ним (что было бы очень сомнительным).
Кроме применения метода провокации Джейн обладает и некоторыми сверхспособностями восприятия. Такой вариант кажется уже привычным зрителю т.к. берет начало еще от Шелока Холмса. Хотя именно этот аспект и является боле фантастичным. Сверхвосприятие базируется не только на знании предметного мира (всех предметов в нашем мире, их особенностей и их производства), а это не под силу даже большой группе людей, но и на знании всех возможных форм поведения и привычек людей. Тут не обойдешься знанием сущности человека вообще. Даже во времена Шерлока Холмса, в старой Англии, когда и предметный мир и привычки людей были более ограничены и предсказуемы, такой человек выглядел как сверсущество. В наше время - тем более. Но иллюзию обратного, нам дает огромное количество информации, доступ к которой мы можем получить в любой момент в интернет (поиск информации которым занималась Ван Пелт – вот это выглядит реально). Например, в сериалах «Холмс» и «Элементарно» герои обладают только сверхспособностями восприятия, тем самым лишая зрителя принимать участие в расследовании (никогда не знаешь, что явится неожиданным ключом к разгадке), зрителю остается только следить за нестандартным поведением героя, неожиданным поворотом сюжета и восхищаться его сверхпроницательностью. В этом сериале зрителю все же достается большая доля участия – вполне понятно, когда, как и для чего организуется провокация. Но вот определение Джейном лжи по выражению лица незнакомого человека и/или его поведению часто необъяснимо и воспринимается как сверхспособность его восприятия. Например, в сериале «Место преступления» сверхспособностями вообще никто не обладает, дополнительной интриги тоже нет, а рейтинг сериала среди жителей США выше, видимо потому, что расследование опирается на объективные факты криминалистов (полученные при помощи научных методов и приборов) и зритель может включиться в расследование вместе с ними.
Все серии сериала объединяет сильно выраженная интрига (расследование по делу КД), что добавляет к нему дополнительный (для некоторых основной) интерес и сериал воспринимается как единое последовательно разворачивающееся действие. Этим сериал похож на «Жизнь как приговор», где главный герой ведет такое же расследование на фоне работы детективом в полиции, но не обладает такими выраженными сверспособностями как Джейн и интрига в нем заканчивается вместе с окончанием сериала во втором сезоне. Но в Менталисте поиски КД начинают постепенно все больше и больше восприниматься как нескончаемые. И складывается впечатление, что сценаристы после 4-го сезона начинают выворачиваться, изобретая все новые сюжетные повороты для продолжения линии КД. В 6-м сезоне КД уже не одиночка-психопат, а за ним стоит целая организация. Трудно представить себе организацию, которая поставила перед собой цель – испортить жизнь Патрику Джейну. Трудно представить себе тайную организацию, имеющую свои цели (не месть Патрику Джейну), которая не наказала бы сама любого своего члена, начни он убивать и рисовать рожи на стенах (в психиатрии рисунок контура головы разомкнутый сверху воспринимается как признак психопатии), тем самым ведя след к себе и к этой организации. Но интрига все же остается: как вывернутся сценаристы дальше, после очередной поимки очередного претендента на роль КД, или вдруг окажется, что сценарий так круто замешен, что в конце сериала все события основной интриги покажутся очень логичными и у зрителя проявится глобальная целостная картина всего происшедшего.
Метод провокации часто выглядит неэтичным, особенно по отношению родственникам и близким погибших. Мы можем только предположить, что Джейн применяет этот метод только к тем, кто скрывает правду о том, что произошло на самом деле. В дальнейшем обычно так и оказывается и даже если Джейн случайно задевает чьи то искренние чувства (а это бывает редко), то обычно приносит извинения. Он искренен с теми, кто с ним не играет и члены его команды полностью ему доверяют. Он только консультант, но когда он говорит: «Отпустите его он не виновен», предполагаемого преступника обычно отпускают, не смотря на некоторую уверенность в обратном и официальную ответственность за такое решение. За этим стоит не только вера в его способности, но и искренность в отношениях – его команда знает, что у Патрика нет мотивов быть лучше, компетентнее их, он их не подставит. С другой стороны, и сами члены команды не имеют таких мотивов. В сериале нам как бы доказывают, что метод провокации может быть и эффективен и этичен, но только в чистых руках. Эту чистоту помыслов Джейна можно, с точки зрения психологии, интерпретировать как сильно выраженный мотив альтруизма. В отдельный сериях, касающихся его детства, показано, что он боролся с собой, когда ему приходилось обманывать других, т.е. альтруизм был присущ его личности, а не появился после трагедии происшедшей с ним (что было бы очень сомнительным).
Кроме применения метода провокации Джейн обладает и некоторыми сверхспособностями восприятия. Такой вариант кажется уже привычным зрителю т.к. берет начало еще от Шелока Холмса. Хотя именно этот аспект и является боле фантастичным. Сверхвосприятие базируется не только на знании предметного мира (всех предметов в нашем мире, их особенностей и их производства), а это не под силу даже большой группе людей, но и на знании всех возможных форм поведения и привычек людей. Тут не обойдешься знанием сущности человека вообще. Даже во времена Шерлока Холмса, в старой Англии, когда и предметный мир и привычки людей были более ограничены и предсказуемы, такой человек выглядел как сверсущество. В наше время - тем более. Но иллюзию обратного, нам дает огромное количество информации, доступ к которой мы можем получить в любой момент в интернет (поиск информации которым занималась Ван Пелт – вот это выглядит реально). Например, в сериалах «Холмс» и «Элементарно» герои обладают только сверхспособностями восприятия, тем самым лишая зрителя принимать участие в расследовании (никогда не знаешь, что явится неожиданным ключом к разгадке), зрителю остается только следить за нестандартным поведением героя, неожиданным поворотом сюжета и восхищаться его сверхпроницательностью. В этом сериале зрителю все же достается большая доля участия – вполне понятно, когда, как и для чего организуется провокация. Но вот определение Джейном лжи по выражению лица незнакомого человека и/или его поведению часто необъяснимо и воспринимается как сверхспособность его восприятия. Например, в сериале «Место преступления» сверхспособностями вообще никто не обладает, дополнительной интриги тоже нет, а рейтинг сериала среди жителей США выше, видимо потому, что расследование опирается на объективные факты криминалистов (полученные при помощи научных методов и приборов) и зритель может включиться в расследование вместе с ними.
Все серии сериала объединяет сильно выраженная интрига (расследование по делу КД), что добавляет к нему дополнительный (для некоторых основной) интерес и сериал воспринимается как единое последовательно разворачивающееся действие. Этим сериал похож на «Жизнь как приговор», где главный герой ведет такое же расследование на фоне работы детективом в полиции, но не обладает такими выраженными сверспособностями как Джейн и интрига в нем заканчивается вместе с окончанием сериала во втором сезоне. Но в Менталисте поиски КД начинают постепенно все больше и больше восприниматься как нескончаемые. И складывается впечатление, что сценаристы после 4-го сезона начинают выворачиваться, изобретая все новые сюжетные повороты для продолжения линии КД. В 6-м сезоне КД уже не одиночка-психопат, а за ним стоит целая организация. Трудно представить себе организацию, которая поставила перед собой цель – испортить жизнь Патрику Джейну. Трудно представить себе тайную организацию, имеющую свои цели (не месть Патрику Джейну), которая не наказала бы сама любого своего члена, начни он убивать и рисовать рожи на стенах (в психиатрии рисунок контура головы разомкнутый сверху воспринимается как признак психопатии), тем самым ведя след к себе и к этой организации. Но интрига все же остается: как вывернутся сценаристы дальше, после очередной поимки очередного претендента на роль КД, или вдруг окажется, что сценарий так круто замешен, что в конце сериала все события основной интриги покажутся очень логичными и у зрителя проявится глобальная целостная картина всего происшедшего.