Я меняюсь слишком быстро: моё сегодня опровергает моё вчера.
Замечательный и очень нестандартный фильм. С одной стороны, в истории казалось бы нет ничего например мистического, второго дна или скрытых смыслов, она выглядит вполне реалистично. С другой, присутствует удивительная, непередаваемая магия. Начиная с первых минут, когда маг ловит последние слова умирающего, открывая свою увлечённость смертью, постоянно присутствует то ли намеренная, то ли ненамеренная иллюзия потустороннего.
Прибытие труппы в дом аристократов становится точкой отчёта, присутствие странного мага в исполнении (и великолепном исполнении! немигающий взгляд, сомкнутые губы..) фон Сюдова и остальных её участников по разному действует на всех, начиная с прислуги заканчивая хозяйкой дома. Срываются маски, за степенными манерами открываются совсем другие эмоции.
Но и образ мага трансформируется на протяжении фильма от загадочного до усталого и в апогее практически жалкого.
Что ж, Бергман сотворил магию словно из ничего)