Я меняюсь слишком быстро: моё сегодня опровергает моё вчера.
Короткий рассказ Эдгара По, состоящий больше из эмоций и ощущений, нежели из повествования и действий, несомненно сложен для экранизации. Нужно визуально передать атмосферу тлена, уныния, смерти; жуткого и липкого ужаса, не понятно - имеющего ли основания или нет. В любом случае, это болезненная, мрачная проза, похожая на ночной кошмар.
Осторожно - спойлер!
Весь этот нескончаемый пасмурный день, в глухой осенней тишине, под низко нависшим хмурым небом, я одиноко ехал верхом по безотрадным, неприветливым местам - и наконец, когда уже смеркалось, передо мною предстал сумрачный дом Ашеров. Едва я его увидел, мною, не знаю почему, овладело нестерпимое уныние. Нестерпимое оттого, что его не смягчала хотя бы малая толика почти приятной поэтической грусти, какую пробуждают в душе даже самые суровые картины природы, все равно - скорбной или грозной. Открывшееся мне зрелище - и самый дом, и усадьба, и однообразные окрестности - ничем не радовало глаз: угрюмые стены... безучастно и холодно глядящие окна...кое-где разросшийся камыш... белые мертвые стволы иссохших дерев... от всего этого становилось невыразимо тяжко на душе, чувство это я могу сравнить лишь с тем, что испытывает, очнувшись от своих грез, курильщик опиума: с горечью возвращения к постылым будням, когда вновь спадает пелена, обнажая неприкрашенное уродство. (С)
Фильм в целом порадовал, что было несколько неожиданно и удивительно мне самой: получилось создать нужную ауру, почти осязаемое увядание и дома, и людей в нём. Хотя голливуд поступил в своей излюбленной манере, заменив помешательство Родерика Ашера и его призывное, умоляющее письмо к своему другу на историю влюблённых в самом начале, а также сделав Мэдлин главным действующим лицом; в остальном есть у этой версии Дома Ашеров и плюсы - например декорации убранства огромного семейного гнезда, громоздкого в своей излишней пышности, запылённого и рушащегося на глазах. Это всё отдаёт аристократизмом и хорошо увязывается с тем, что " род его очень древний и что все Ашеры с незапамятных времен отличались необычайной утонченностью чувств, которая век за веком проявлялась во многих произведениях возвышенного искусства, а в недавнее время нашла выход в добрых делах, в щедрости не напоказ, а также в увлечении музыкой: в этом семействе музыке предавались со страстью, предпочитая не общепризнанные произведения и всем доступные красоты, но сложность и изысканность." (с)
Картины Родерика и прошлое семьи опять же интерпретированы несколько своеобразно, но не думаю, что это портит экранизацию, наоборот добавляет мистики и загадки. Очень хорош эпизод со сном, почти сюрреалистический, когда тени давно умерших в облаках тумана сидят вокруг гроба и тянут руки к вошедшему..
7/10 от меня