Пожар, ледоход, величественная музыка Вадима Бибергана – панфиловская постановка "Вассы Железновой" начинается эффектно. Важнейшим же достоянием картины станет исполнительница главной роли, Инна Чурикова. Именно она сделает образ судовладелицы выпуклым и многослойным.
Если бы надо было сравнить Инну Михайловну с музыкальным инструментом, я выбрала бы орган: тысячи труб, которые могут звучать разно до бесконечности, приближая к земле космос…
Такая она и здесь – властная, бескомпромиссная, неутомимая, но и любящая, уставшая, несчастливая одновременно.
- В технике, Васса Борисовна, мы весьма отстали от иностранцев.
- Зато по доброте душевной мы впереди всех народов. Васса полтора десятка лет везёт на себе управление огромным имуществом ради своих выродившихся потомков (разве что на внука Колю вся надежда!) и говорит вслух о выстраданном: "Жалеть человека нельзя, ему от этого вред. И себе".
"Богатырь ты, Васса. Вся в деда…" "Невероятная Вы фигура, Васса Борисовна. И страшно Вас, и жалко!" Это всё – о ней, жёсткой и "человечной женщине".
До и после Чуриковой роль Железновой исполняли актрисы, которым помогала представительная внешняя конституция: Вера Пашенная, Нина Сазонова, Светлана Крючкова, Марина Голуб, Татьяна Доронина. Васса Железнова в экранизации Панфилова из другой породы – где под субтильной оболочкой прячутся несгибаемая воля и "железновско"-железный внутренний стержень.
Валентина Теличкина в роли наперсницы, Ольга Машная и Яна Поплавская (дочери Вассы) очень уместны, особенно саркастичная Наталья (Машная). Вот из кого могла бы получиться достойная продолжательница династии, если б только… Но через "если" не перепрыгнешь.
Осторожно - спойлер!
Напоследок мы видим фото Вассы с внуком на руках (Инна Чурикова с собственным сыном Ваней), и безысходная трагедия, поражение сильной женщины, которая после смерти вынуждена наблюдать за распрями своих близких, немного ослабевает, нам как будто дают надежду на лучшее, указывают на "небессмысленность" её существования.