Написание этого эссе навеяно вышедшими недавно новыми сериями.
Забегая вперед, скажу. Новыми сериями я оказался разочарован. Точнее даже удручен. Для меня «Тайны» разделились на «до» и «после».
Напомню, что первые шесть серий снимались в 2000-2003 годах. Это был настоящий шедевр российского кино, можно сказать – эталон того, как можно и нужно снимать отечественные фильмы. Эпопея сразу пошла в коллекцию и пересматривалась мной за эти годы много раз.
Дружинина настолько скрупулезно подошла к материалу, настолько исторически выверенными были серии, что признаться, с легкостью заменили бы современный учебник России по второй четверти 18 века.
Особенно подкупало то, что все натурные съемки велись в исторических ансамблях Санкт-Петербурга и пригородах. Мне, как человеку прожившему всю свою жизнь в Петербурге очень занимательно и приятно было смотреть, какой ракурс выбран, какое время суток, какое освещение. Все это в первых сериях восхитительно, другого слова подобрать трудно.
Чего только стоит четвертая сцена первого фильма «Завещание Петра». Она снималась в Летнем саду, и нам показывают первую резиденцию Петра I, но это не только первая резиденция – это еще и старейшая постройка в городе. Сам император приложил руку к его постройке. Можно также обратить внимание на очень маленькие стекла в доме. И дело даже не в том, что к моменту постройки здания Александр Данилович Меньшиков еще не наладил стекольную мануфактуру, в то время попросту не умели делать стекла большего размера. В общем, лично у меня такие сцены вызывают благоговение перед живой историей.
Завораживают и внутренние убранства дворцов, где снималось большинство сцен. Но помимо самого убранства подкупает достоверность картинки. Если повествование идет о Меньшикове на пике его могущества, показывается дворец на университетской набережной – первое каменное здание Петербурга. Если речь идет о более позднем периоде, мы оказываемся в Ораниенбауме. Достоверность – 100 %.
Но это все не зависело от Дружининой, дворцы стояли и будут стоять.
А вот все остальное, что дает запредельное чувство погружение, это несомненно заслуга этой талантливой женщины.
Быт, утварь, еда, все воссоздано с большим вниманием и любовью. Видно, что костюмами занимались отдельно. Это не очередная штамповка, где на актеров напялили бог весть какие ботфорты и послали в кадр. Дружинина старательно избегает любого новодела, и если ботфорты попадают в кадр, значит под ними либо дворцовый мрамор, либо булыжник мостовой.
Ну и, конечно, восхитительный актерский ансамбль.
Для меня весьма ценным элементом кастинга стало не просто стремление подобрать хороших актеров, слава Богу, у нас их много. Но и попадание темпераментом актера в характер персонажа.
Возможно, мой следующий тезис кому-то покажется излишним, но здесь я встаю уже на свое поле психолога. Дело в том, что психологический тип Петра I и Николая Караченцова один и тот же, благо о первом сохранилось очень много документов и свидетельств. Андрей Остерман не был столь кругл как Владимир Ильин, портретного сходства здесь никакого нет, но опять же с точки зрения психологии тип у них один и тот же. Такой хороший кастинг дает органичность актера в своей роли на грани восприятия. Это просто отдельное блюдо, которым можно наслаждаться отдельно.
Все мои восторги касаются первых шести серий.
Но вот проходит 10 лет и Светлана Дружинина решает вернуться к своей эпопее.
И что мы видим?
Выражаясь словами одного критика, душераздирающий вопль Мандельштама превратили в легкий вальсок.
Практически нет пышных убранств дворцовых интерьеров, даже самих натурных съемок практически не осталось, хотя дворцы по-прежнему стоят, говорю как человек, наблюдающий их довольно часто.
Не видно элиты российского актерства, вместо них набраны вчерашние выпускники. Я ничего не имею против начинающих актеров, всем необходимо становление в своей профессии. И даже скажу больше, что играли они действительно достойно. Достойно, но не блестяще. Не смогли поднять пласт времени. Их поведение временами напоминает тинейджеров дворовой школы, но молодежь второй четверти 18 века не могла себя так вести!
А чего только стоит чехарда актрис в роли Анна Иоанновны?
Инна Чурикова – бесподобная актриса, и сыграла она по своему великолепно. Но не могло быть у Анна Ионовны столько переживательности и такой игры мимикой. Не была она способна плакать одним глазом!!! Это я говорю как "краевед".
А московская застава, которую нам многократно показывают… Приткнута к какому-то кирпичному забору советского завода. Эта ровная кладка узких заводских кирпичей просто убивает весь кадр. Если кто-то видел кирпичи постпетровской эпохи, знает, что они были значительно больше современных, и кладка отличалась.
Появились явные длинноты. Как будто надо было сдать метраж, а не показать эпоху. Не буду их перечислять, чтобы сильно не расстраивать потенциальных зрителей.
Совершенно не понятно зачем введена любовная линия второстепенных персонажей Мадлен и Сумарокова, на которой нас постоянно фокусируют. Совершенно неорганичными мне показались песни Алсу. Благодаря этому нововведению серьезный исторический фильм стал каким-то мюзиклом. Я совершенно не против этого жанра, и вероятно, Алсу как певица кому-то нравится, но что она делает в таком фильме… Вопрос открытый.
Жаль, очень жаль.
Пойду с горя пересмотрю первые серии.


















