Посмотрела фильм Бондарчука "Сталинград". Моя оценка положительная - смотреть можно, но в основном, народ фильм не принял. Бедный Фёдор, сколько на него собак навешали, в век не отбиться, критика просто зашкаливает, а иногда и переходит все границы приличия. Наверное он придёт к выводу после этого, что пытаться снимать что-то в России вообще проблематично. Однако я вспомнила о другом фильме: "Сталинград"(1989г.) Юрия Озерова, а также интересное интервью (прилагаю).
В первые месяцы войны Вермахт потерял 300.000чел., РККА - 3,5млн.чел., только вдумайтесь - 1/10, значит за одного немца, десятерых своих ложили...
Скрытый текст
"16.10.2001 Текст: Виктор Матизен Умер крупнейший советский кинобаталист Юрий Озеров(1921-2001), создатель военно-исторического сериала «Освобождение». Хотя его эпопея снималась по государственному заказу и несет следы брежневской идеологии «мягкого» сталинизма, ее кинематографические достоинства никогда не ставились под сомнение. Озеров прошел войну и умел показывать ее с разных точек зрения - от солдата до маршала, от окопа до ставки Верховного главнокомандования, и в этом у него могут поучиться даже голливудские режиссеры, включая самого Спиллберга с его «Спасением рядового Райана». Именно Озеров впервые показал в кино ту самую легендарную снайперскую дуэль, к которой в этом году обратился Жан-Жак Анно во «Враге у ворот». Публикуемая беседа с режиссером состоялась в 1998 году в канун Дня Победы.
-Увы ко второй мировой оказались не готовы. Но это не было катастрофой, как сейчас пишут. За два месяца боев противник потерял 400 000 тысяч только убитыми! - Порядочно, особенно если забыть о наших потерях…-Сталин верно говорил Черчиллю: кто хочет победить, не должен думать о потерях. - Как поется в «Белорусском вокзале», «мы за ценой не постоим»? - Да. Между прочим, американцы тоже прозевали японское нападение. Те уничтожили весь их Тихоокеанский флот, захватили огромные территории на азиатском театре военных действий. Полтора года американцы отступали. Но, в отличие от нас, они за это временное поражение никого судить не стали и никого не расстреляли. - Вы имеете в виду Сталина, который расстрелял генерала Павлова? - Я имею в виду тех, кто судит о том, чего не нюхал. Кто под видом критики Сталина исказил историю Великой Отечественной войны и очернил наших выдающихся полководцев. Кто проиграл холодную войну, развалил СССР и вернул Россию к границам Ивана Грозного… - Не совсем. При Иване у нас не было, например, Кенигсберга, в штурме которого вы участвовали. Страшное было дело? - Не то слово. 8000 самолето-вылетов в один день, да еще артиллерия. Город превратился в костер, и в этот костер были брошены войска. Ничего страшнее не видел. Не хочу вспоминать - Да что же вы такое видели, что через 53 года вспоминать не хотите?! - (После паузы). Во время штурма погибло все население… Офицеры-немцы на берегу Прегеля убивали своих жен и детей, потом стреляли в себя… - А с военной точки зрения эта операция была хорошо организована? - Город взяли за 4 дня, хотя гарнизон состоял из 150 000 человек, а не 1500, как в Грозном, и штурмующих было столько же, сколько немцев. Другая была армия, другая эпоха, другие генералы. Те, кто теперь Жукова ругает, что они о нем знают! -А вы знаете? - Не хочу хвастать, но я был у Жукова дома, и он у меня был, когда согласился быть главным военным консультантом "Освобождения". Это был полководец! Ни одного сражения не проиграл, и не числом бил, а умением. Под Москвой у немцев был миллион, и у Жукова миллион. И под Берлином у него было два миллиона против одного немецкого, хотя при штурме крепости полагается тройное численное превосходство атакующих. Нет, мы научились воевать, и воевали лихо. Не хочется говорить для записи, да уж ладно - нас ведь после Победы с трудом удержали у Берлина! - Да разве ж это тайна кремлевского двора? Конечно, никакой Эйзенхауэр с Монтгомери и де Голлем не остановил бы Жукова от захвата Западной Европы впридачу к Восточной, если бы папу Сталина не остановили чертовы американские физики, один из которых соорудил ядерный котел, а другой сварил в нем атомную бомбу. А это правда, что вы под Кенигсбергом задумали свою военную эпопею? - Перед штурмом я загадал, что если останусь жив, то расскажу о великой армии, в которой сражался. Через четверть века я подошел к этой теме. Начать с начала, с поражений я тогда не мог. Нам позволили начать с побед, с Курской битвы. Жуков был в опале, его не хотели утверждать консультантом, и он предложил в консультанты Штеменко, а в качестве исполнителя своей роли - Ульянова, которого знал по спектаклям театра Вахтангова. И вот я начадл свой киномарафон. Двадцать четыре фильма, двадцать семь лет. Менялись политические режимы, одни вожди садились на место других, умирали актеры. Умерли два Сталина, два Черчилля, один Гитлер. - А говорили вам, что вы сами стали похожи на Черчилля? - Есть такое.Так вот, к пятидесятилетию Победы я закончил «Трагедию века» и оказался в смутном времени. Три года ОРТ ее не показывало. Сейчас показали, но изрезали при этом так, как никаким коммунистам не снилось. А ведь картины по пятьдесят минут, в самом что ни на есть телевизионном формате. Из сталинградской серии выбросили сцену, в которой показаны заградотряды, и эпизод, где комиссар спасает приговоренного к расстрелу солдата - То есть Лауцявичус - Федора Бондарчука? - Ну да. Побоялись, поди, показать, что войска НКВД расстреливали красноармейцев - Но вы сами смогли это снять только в девяностые годы. В конце 60-х-начале 70-х никто бы вам этого не позволил. - Мне и Сталина бы не позволили снять. Между прочим, в сценарии его и не было. Но какая же война без Сталина? Я его контрабандой снимал, по ночам. Министра кинематографии чуть кондратий не хватил, когда он узнал. - На Ермаша не похоже. Ах да, тогда же еще был Романов - Я о нем и говорю. Первая картина лежала на полке полтора года. Четыре раз переделывал. Начальство приезжало их смотреть как сенсацию. Гречко приезжал, тогдашний министр обороны, и Епишев, начальник политуправления. Я между ними сидел. Экран погас - они к дверям. Я Гречко буквально за штаны с лампасами: «Товарищ маршал, скажите ваше мнение!». Он на меня посмотрел и говорит: «Ничего я тебе не скажу!». С тем и уехал. - Ваше отношение к Сталину со временем менялось? - Я о Сталине все знал еще до всяких Волкогоновых и Радзинских. У меня взгляд особый, я с позиций Бога на все смотрю. - Это как?! - Долгий разговор, не для газеты… - Тут уж моя забота. Так как же у Бога? - У Бога все по-другому. Вы Гумилева читали? - И даже слушал. - Тогда должны знать, что немецкие армии, которые в 1941 году хлынули на Восток, были последним пассионарным поколением Европы. Нынешняя Европа обречена на скучное вырождение. А истории нужен свежий генофонд, нужны пассионарии. Господь Бог знает - чем хуже людям, тем лучше человечеству.В СССР перемешивались народы, создавалась новая нация, новая раса, которая могла дать ему новый огонь - Горячий огонь человечества, погашенный холодной войной - это звучит. - Я старый коммунист, и скажу вам так: с точки зрения Бога коммунизм есть высшая необходимость. Христианство - тоже коммунизм. Те же вечные идеалы равенства и братства… А инквизиция и НКВД - это преходящее. Это Никита-дурак назначил коммунизм на 1980-й год. Мао был умнее - сказал, что коммунизм наступит через 10 000 лет. И наступит, я вас уверяю. - Как старый антикоммунист, отвечу вам «Коммунистическим манифестом», в котором суть учения выражена не словами о равенстве и братстве, а простой формулой: «уничтожение частной собственности». Эта формула подчиняет частное общему, человека - человечеству, точнее, государству. - Я вам и говорю, что интересы Бога - это интересы человечества, а не отдельного человека. - А Сталин, стало быть, стал наместником Бога на Земле? - Безусловно. Хотя поступал, как дьявол. Людям сделал много зла, государству - много пользы. - Государство у вас - прямо-таки одушевленное существо. Левиафан какой-то… - Государство - это большая интернациональная семья. В семье хорошо людям, в государстве - народам. - Ребенку хорошо, когда папа в угол не ставит. А папа Сталин кучу народов по углам разослал. Чеченцев тех же… - Будем говорить прямо: чеченцы нам изменили. Нападали на тылы нашей армии, а немцев встречали хлебом-солью. - Что значит «изменили»? В России их держали силой, так они и встречали немцев как освободителей. - Вот за это их и отправили в угол. А что, американцы иначе поступали? Четверть миллиона своих японцев в лагеря посадили на время войны - и ничего. И с точки зрения Всевышнего все было правильно - Кавказ перенаселен, там же дышать негде. Убрали чеченцев с ингушами - воздух появился. - Дело известное: меньше народу - больше кислороду… - Зря иронизируете. Да, с точки зрения гуманизма и прав человека папа поступал чудовищно. Но не с точки зрения Бога. Ведь что такое войны, как не освобождение Земли от избытка населения? В таких случаях сам Господь не считается с потерями… - А вы в Бога давно уверовали? При папе-то все коммунисты, как один, атеистами себя называли… - Мало ли что называли. Я всегда верил. Все мои предки верили. Прадед, что с Лермонтовым учился. Прапрадед, что в первой Отечественной войне участвовал. Отец, что тридцать лет пел в Большом театре. И я верю, сколько себя помню. - Ваша первая пятисерийная эпопея называется «Освобождение», хотя освобождение от фашизма означало закабаление коммунизмом. Свобода-то при коммунистах была таким же дефицитом, как все импортные товоры… - А это еще вопрос, нужна ли народам свобода. Сейчас вон свобода - а что, лучше жить стали? - Свобода - ценность нематериальная. Но вопросы, Юрий Николаевич, здесь задаю я. И хочу спросить, как вам работалось в роли главнокомандующего армией людей, которые участвовали в съемках? - Первое, с чего мы начали - заказали на львовском танковом заводе 10 «тигров» и 8 «пантер» для первого плана. Да маршал Малиновский добавил еще сотню наших. Мы их перекрасили под немецкие и использовали на заднем плане. И было 3000 солдат. Репетиции с каждым танкистом, с пехотой, с артиллерией, с авиацией. Аэродром за 50 километров, а нужно, чтобы она появилась над полем съемки в ту самую секунду, когда пошли танки, двинулась пехота, застреляли пушки, заиграли актеры. Почему войны проигрывают? Потому что никто не приходит вовремя, все опаздывают. Вон Груши опоздал к Ватерлоо - и Наполеон потерял Францию. А у меня никто не опаздывал. Генералы-консультанты думали - киношка, отдохнем, загорим. А когда увидели, что это за работа - кино снимать, то зауважали. Целые штабы создавались, карты составлялись, схемы, организовывались десятки телефонных станций, чтобы все было тютелька в тютельку. Это же не шутки: холостым выстрелом танка человеку за пятьдесят метров голову отрывает, а у меня тысяча взрывов в кадре! Была построена вышка, на ней я со штабом, саперы с утра до вечера закладывали взрывы на три дубля. Я давал знак платком, и начинало грохотать. А раз у меня случился насморк… - Как у Наполеона под Ватерлоо? - К счастью, с меньшими последствиями. Я достал платок, чтобы высморкаться, а один сапер решил, что я даю отмашку, и включил рубильник. Остальные за ним. Полторы тонны тротила ухнуло. Меня чуть инфаркт не хватил - на поле люди, не дай Бог кого зацепит! Обошлось… И так повсюду. Мы форсировали Вислу у Варшавы, брали Софию, Бухарест и Будапешт. В Берлине у меня было 2000 человек! Я снова взял Европу… - Кстати, что бы сказал Бог о том, мог ли Гитлер взять СССР? - Если бы не дал англичанам эвакуировать армию, взял Британские острова и двинулся на нас всей Европой, без противника в тылу, да если бы Япония оттянула на себя наши дальневосточные дивизии - мог бы…- А если бы Сталин сохранил армейскую верхушку во главе с Тухачевским, это бы усилило советскую армию, как полагают одни, или ослабило, как думают другие? - Вряд ли эта история оказала серьезное влияние на ход войны. Какие у Тухачевского военные заслуги? Подавил Кронштадский мятеж и Тамбовское восстание, крестьян гирляндами вешал. Битву под Варшавой проиграл, 60 000 красноармейцев в плен попали и были расстреляны поляками. Почище Катыни. Другое дело, что немецким шпионом он никаким не был. Был выдвиженцем Троцкого, потому и погорел. В Европе его бы просто отправили в отставку, а от нас что вы хотите? Такая страна. Азия, Чингисхан, секир башка…- Как вы думаете, наши кинематографисты еще вернутся к Великой Отечественной, или ваше поколение сказало в этой теме последнее слово? - Про великую Отечественную-не знаю, а про войну снимать будут всегда. Мужчинам нужны военные игры и военные зрелища. Когда не снимают про солдат, снимают про бандитов. Сейчас столько же криминальных фильмов, сколько раньше было военных, причём более кровавых..."