Книга на меня не произвела особого впечатления. И от фильма не ожидала особых впечатлений. Но впечатления остались неизгладимые.
Герман - гений, и по праву гения он снял фильм, где показал уродство человека, я имею в виду духовное, во всей его "красе". Он снял фильм о человеке, о мерзком в человеке, и о Боге, который это терпит и пытается разбудить в человеке светлое и прекрасное.
Первый час фильма мне было нехорошо, в буквальном смысле. Потом притерпелось. Досмотрела, пересмотрела отдельные части фильма. Хотелось понять, что в этом фильме, где сплошной натурализм - грязь, уроды, трупы и прочее, меня зацепило. А зацепил Ярмольник, он же дон Румата, он же местный Бог.
Я не люблю Ярмольника, не помню в каких фильмах он снимался и не запомню его будущие фильмы, потому что у Германа Ярмольник больше не снимется. Но Румата-Ярмольник - это нечто. Мне кажется, что всё в фильме держится на нём. В
таком Румате лично я увидела страдающего Бога. Это лицо, эти глаза - до смерти Киры и после, эти горы трупов, где прошелся Румата, эта безграничная усталость на берегу водоема, где он отмывается от крови. Чистюля дон Румата на протяжении всего фильма с его бесконечными белыми платками, и урод-Румата в конце фильма, одинокий, уставший, разочаровавшийся во всём, хотелось его пристрелить - чтобы не мучился.
Трудно ли быть Богом? Нужна ли доброта Бога духовным уродам? И сколь безгранично терпение Бога? Финал книги и фильма не совпадают.
Осторожно - спойлер!
В книге Румате не дают выбора. В фильме Германа Румата остается. Почему? Понравилось быть Богом уродов? Сам стал уродом среди уродов? Не захотелось возвращаться в серый, однообразный и чистенький мир, где все счастливы как под копирку? Или у Руматы-Бога еще осталась надежда на... что?