1) статичность и упрощенность соц. отношений;
2) тотальная регуляция соц. отношений;
3) искусственный характер происхождения;
4) позиционирование правящей элитой утопии как идеального типа общества.
В качестве дополнительного аргумента сошлюсь на мнения специалистов, которые занимались данным вопросом на уровне написания кандидатских и докторских диссертаций
Отличается утопия также и от народных легенд «о лучшем будущем», так как она в конечном счете порождение индивидуального сознания (Чаликова В.А. Утопия и свобода. – М.: Весть – ВИМО, 1994.).
"Важной особенностью утопии является её статичность, в то время как для антиутопии характерны попытки рассмотреть возможности развития описанных социальных устройств. Таким образом, антиутопия работает обычно с более сложными социальными моделями" (Баталов Э.Я. В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопич. сзнании и утопич. экспериментах. – М.: Политиздат, 1989.)
В утопии всегда присутствует гиперболизация духовного начала, в ней особое место уделяется науке, искусству, воспитанию, законодательству и другим факторам культуры (Баталов Э.Я. В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопич. сзнании и утопич. экспериментах. – М.: Политиздат, 1989.).
Утопия - литературный жанр, в основе которого - изображение несуществующего идеального общества... основной принцип: подробное описание регулируемой жизни (Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н.Николюкина. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. – М.: НКП «Интелвак», 2001.).
В рамках данного подхода "Плезантвиль" соответствует только первому признаку.
Полностью соглашусь с Дашей в том, что общество Плезантвиля - это утрированная модель общины американских пуритан. Утрированность - от рамок, заданных сериалом. Плюс к этому - объективные требования кинематографа, который стремится упростить соц. реальность с помощью ее гиперболизации.
Что касается образов Ленина, Гитлера, Муссолини и прочих политиков, то они приложили немало усилий для того, чтобы в XX веке было на практике создано несколько утопий. Может ли утопия быть созданной вне организующей роли государства? Вне всяких сомнений, как чисто социальный проект. Но, если в этом социальном проекте не будет создана публичная власть, утопия просуществует очень недолго. Ее жизнеспособность зависит от способности государства осуществлять контроль над гражданами.
Поэтому "Плезантвиль", еще раз подчеркну, это фильм о гражданской общине, в которой элементы утопии лишь просматриваются, но не определяют ее суть.