Иной раз смотришь фильм Кубрика, и хочется ругаться. Да, да,
други, ругаться грязными, нехорошими словами, высказывать всю сонму накатывающих волной эмоций злобным, грязным, острым языком. Иначе его миры могут захлестнуть, похоронить под собой. Потому что этот странный, экстравагантный человек с чуть ли не смешной фамилией, творит нечто. Нравится - не нравится, никого не уговариваю, не переубеждаю, говорю лишь о своём. Кубрик,
други, с*кин он сын, - отдельная планета, кружится себе в одиночестве, ни на что не похожий, и режет правду - матку одним ему присущим киноязыком. Можно сказать, с налётом иронии - эстетствует. А можно сказать - творит (подчерните нужный вариант).
Осторожно - спойлер!
Жил - был в недалёком будущем, юный дьяволёнок по имени Алекс, с красивыми голубыми глазами, но очень некрасивым взглядом этих голубых глаз. От его холодного, омерзительного взгляда становится не по себе, потому что сразу становится понятно: их обладатель способен на любую мерзость, и сделает её с удовольствием. Да, други, Алекс - квинтэссенция мерзости, таракан в обличии человеческом, крыса под ликом подростка.
Он живёт в странном мире, пошлом и грязном; его родителям на него наплевать; днём он прогуливает школу, а ночью, ночью наступает время для старого, доброго ультранасилия.
Ох эти добрые времена веселья и удовольствия, что может быть лучше, чем хулиганство, разбой, потоки силы и собственной вседозволенности, выплёскиваемые с цинизмом - и каким цинизмом!
Особенно, если заранее зарядиться дозой волшебного снадобья, наркотика и стимулятора нового поколения под названием "moloko", общедоступное в любое время в прекрасном баре "Korova". Старое доброе ультранасилие приобретёт острый вкус благодаря такой подпитке.
Что, мерзко, отвратительно смотреть на реалистичные сцены насилия? Ага, конечно. Поздравляю, вы вполне нормальные люди. А вот Алекс от этого получает удовольствие! Как думаете, не из такого ли склизкого дьяволёнка вырастают душители и изверги, вроде того же адольфа?
Но осмотримся вокруг, что представляет из себя мир, в который мы попали? Повторюсь, он пошлый и грязный, он наполнен грязью как помойное ведро; он настолько протух и прогнил, что кишит трупными червями, ещё оставаясь живым. Он безвкусен и холоден. Начиная с бара Korova, мы окунаемся в его безвкусность, в которой сексуальная символика стала краеугольным камнем. Что за отвратительный "молочный" аппарат? Какая кичливая яркость одежд и неестественных париков! А что это за уродливое "произведение искусства" стояло на столе старой девы, похожее... да чёрт на что похожее!
Взглянем на государственный аппарат, на руководство этой гнили. Попавшийся Алекс, естественно не желающий исправляться, но желающий выбраться на свободу любым способом, подвергается "гуманному" вправлению мозгов, после которого превращается в робота, не способного потакать своим желаниям. Его унизили, втоптали в грязь, заставили лизать подошву грязных туфлей, и это назвали "исправлением" и "превращением в хорошего человека"! А моральный и нравственный выбор? Нет, вместо этого насильное, издевательское привитие качеств, которые внутренне человек душой своей не принимает. Вот такая, други, круговерть насилия.
Но и это не всё. Готово ли общество принять такую "заводную куклу", что её ждёт на свободе? Ведь казалось бы, проблема решена, дьяволёнок кастрирован и безобиден, значит зло им творимое более не увеличится. Но нет, те, кому была нанесена им боль, ответят и ответят более жестоко. Как же, "подставь другую щёку", ка же "возлюби", как же "научись прощать". Насилие порождает большее насилие, снежный ком растёт, карусель кружит.
Государство принимает в своё лоно двух бывших товарищей Алекса, ставших оборотнями - адская ирония, перевоплотится из жестокого преступника в жестокого "стража порядка"! А политические проститутки придут в свою очередь лизать туфли цинику Алексу, чтобы он стал их инструментом, манипулирующим общественным мнением. Спасти репутацию. Сохранить власть. Взять под своё крылышко убийцу. А что, раз выгодно, и полижем, и задобрим. Финальные кадры с аплодирующими грязной сцене джентльменами, принимающими и одобряющими её - аллегорична и символична. Как зелёный свет Алексу и ему подобным.
Жестокий, прямолинейный фильм, дающий пищу для размышлений. Снято необычно, с маниакальным вниманием к деталям, во многих моментах - даже эксцентрично. Например, надолго врезается в память сцена с танцующими Спасителями. Общий стиль гармоничный и мрачный; ирония, гротеск, сатира панибратски сплетены в причудливый узор, создающий уникальную атмосферу. В качестве саундтрека Кубрик использует классическую музыку, причём соотносит её с на первый взгляд абсолютно неприемлемым и неожиданным видеорядом. Молодой Малкольм МакДауелл в амплуа подонка просто идеален, как внешним типажом, так и яркой игрой, манерой говорить, лексиконом своего персонажа, произносимым сочно и естественно.
А то,
други, что он обращается с экрана к зрителю так своевольно и по братски, словно примеривая вас, смотрящих, к себе; подразумевая свою с вами родственность и общность; это
други, братцы - ребятушки, решать вам - считать себя таким же или послать Алекса со всеми его червями и тараканами на все четыре стороны.
Мы не такие, как ты!
Очень нравится фильм