Еще нет
(1993)
(Madadayo)
Дата выхода: 17.04.1993 Продолжительность: 2:14 Производство: Япония, Жанры: Арт-хаус / Авторское кино, Зарубежный фильм, драма, Ключевые слова: | Режиссеры:
| ||||||||
Профессор университета Хиякен Усида уже немолод. Он решает покинуть университет и посвятить остаток своей жизни написанию книги, которая должна стать делом всей его жизни. В уединении он начинает писать книгу, бывшие ученики не забывают его и каждый год устраивают своему учителю праздник, в честь дня его рождения. С каждым годом Усиде все сложнее и сложнее возвращаться к работе, возраст дает о себе знать, но бывший преподаватель не сдается и продолжает работу, отвечая «еще нет» не только завистникам, но и самой смерти. Коллекции с этим фильмом |
Название фильма
Название антологии
4
Только 2 минуса увидела:
1. Очень длительный.
2. Шутки уж больно плоские.
Для agnia_gorelkina Одним словом, в фильме, как и в любом другом, можно увидеть недостатки. Но я, в первую очередь, ценю его, как и другие произведения Куросавы, за их чистоту, эстетику (в лучшем смысле этого слова), желание дать человеку толчок к стремлению к изменению себя. Задать некую планку, ориентир. Фильмы Куросавы полны веры в человека, надежды на его духовно-нравственную эволюцию.
За это я их люблю.
С этим трудно не согласиться. Что касается остальных вопросов, то зритель оценивает такие фильмы и их героев, исходя из своего жизненного опыта и знаний, которые, естественно, у всех разные. Одно совершенно точно - этот фильм не сотрется из памяти с течением времени, даже без всяких повторных просмотров.
Мне было бы намного легче говорить, если бы главный герой был христианином, а не буддистом. Поэтому я условно, перенесу ситуацию в родную для меня систему координат.
Картина, как Вы говорите идиллическая, с одной стороны - да. Реальна ли она? Не знаю. Честно говоря мне и неважно. Некоторые моменты, как отмеченная Вами ситуация с ворами, перекликается с притчами Дзен и Житиями Святых. И сам образ профессора, в какой-то мере напоминает старца. Мне посчастливилось находится рядом с людьми, которые в быту, были также подобны детям, и за ними всегда кто-то ухаживал. Но внутри они были полны такой духовной силой, что могли дать человеку много больше. Мало того, вся их жизнь в том и заключалась. Это была постоянная, духовная помощь людям. В их трудностях, поддержке, утешении, совете и т.д. Они сами, их внутренний мир, служил камертоном для окружающих. Чувствуя внутреннюю силу и гармонию, скрывающуюся под такой оболочкой, соприкасающиеся стремились, по мере сил к тому же. И это плод многолетнего труда над своей душой, очищенной от греха и страстей.
Эпизод с грабителями из той же области. Такие вещи, практическому уму, тяжело понять, тем более глупо им подражать. Это опять же приобретённое состояние незлобия и любви ко всем окружающим (и ворам также), а так же отсутствие страха.
История с котом, на мой взгляд, немного утрирована и занимает много места.
Что касается мелитаристских настроений в Японии, мне кажется, автор тем самым подчеркнул, что всегда есть люди живущие вечными идеалами, которые не вливаются в общее русло, но текут своим течением.
Одним словом, в фильме, как и в любом другом, можно увидеть недостатки. Но я, в первую очередь, ценю его, как и другие произведения Куросавы, за их чистоту, эстетику (в лучшем смысле этого слова), желание дать человеку толчок к стремлению к изменению себя. Задать некую планку, ориентир. Фильмы Куросавы полны веры в человека, надежды на его духовно-нравственную эволюцию.
За это я их люблю.
Но сама история вызвала неоднозначные чувства. На первый взгляд, она об ученом и очень добром и честном человеке. Его душа и в 70 лет чиста как душа ребенка. Эти качества делают его «чистым золотом» в глазах учеников, без каких-либо примесей порока. Но это фильм и об учениках, взявших на себя почетную обязанность заботиться об учителе, чтобы он из-за своего идеализма не пострадал от житейских невзгод. В любом случае фильм рисует идиллическую картину отношений, настолько душевно укрепляющих человека, что главным несчастьем его жизни становится не война и не уничтожение пожаром дома, а потеря кота. Так что мой первый вопрос к фильму – насколько реальна во всех ее подробностях эта так реалистично показанная история?
Второй вопрос связан с личностью профессора. Абсолютно добрый человек. Таких людей ВСЕ любят, в том числе потому что они не создают никому проблем. Даже грабителям, для которых приготовлены в доме мелкие удобства. Моральный заряд фильма вызывает у меня ассоциацию не с Достоевским, а Львом Толстым. Вот уж непротивление злу насилием. И тут одно из трех: либо профессору в жизни исключительно повезло в окружении, либо он сам по себе уникальный человек, каких единицы на сотни тысяч, либо ему так удобнее жить, потому что всю «грязную» работу по уменьшению зла сделает кто-то другой. В фильме явно дается указание на второй вариант. Так, может, эта доброта не стоила ему никаких усилий, а была дана свыше природой, как дается талант или физическая сила? И истинную работу души осуществляют его ученики, которые стараются быть на него похожими? Они – герои этого фильма, а профессор – природный феномен, как красивая береговая линия или Фудзияма. Но неужели один его пример вдохновил их на такие дела? Наверное, дело заключается и в общем воспитании.
Третий вопрос как раз о японском обществе 40-х годов – недемократичном, военизированном, иерархичном, чья армия творила насилия в Китае и Корее. Это не остров Утопия. В военной академии профессор одно время преподавал немецкий язык. Однако в разговорах мужчин вообще не было места политике. Что-то не сходится. Куросава намеренно не включал этот контекст, или японское патриархальное общество могло изливать доброту на самое себя, не беря во внимание других? На этот вопрос я тоже не нашла ответа. В фильме «Нашествие варваров» я увидела других ученых, далеко не идеальных, но помогающих умирающему другу. «Еще нет» при всей гуманности своей идеи не дал мне такого чувства сопереживания.
Эта картина окончательно, и думаю бесповоротно, закрепила Куросаву как моего самого любимого режиссёра. Всё очень символично. Последний свой фильм, который мастер снял в 83 -х летнем возрасте, посвящён не просто старости, но тем жизненным плодам, которые приобрёл человек живя не ради себя, а ради других.
Куросава - гуманист и космополит. Но, в тоже время он Японец. Я поражаюсь как человек неизмеримо далёкой, религиозно-культурной традиции, стал мне намного ближе Европейских авторов. Его гуманизм, в отличии от западноевропейского, не старается оправдать человека в его безнравственном (греховном) состоянии. Исследуя человеческую сущность, он всегда проводит мысль, что человек может, и должен, становиться лучше. Начиная с Расёмона, и до последней картины, Куросава верит в человека, в его очищение и преображение через нравственную работу над собой.
Разговор о жизни в гармонии с окружающим миром, о жизни в честном труде, нравственности и обязательности перед окружающими, которая лишает человека страха смерти, режиссёр начал в своих снах (Сны Акиры Куросавы). Здесь же он развернул эту тему. Перед нами стареющий человек, одновременно мудрый и по детски незлобивый, вся жизнь которого - это добрые семена которые он сеет вокруг себя, в сердцах других людей.
В фильмах Куросавы, я постоянно вижу взгляд на человека, очень схожий с христианским (которого, увы, днём с огнём не увидишь у европейских авторов). Но это и неудивительно, ведь его любимым писателем был Достоевский.
Куросава умер в 1998г. Но умер ли он в своём творчестве? - ЕЩЁ НЕТ. В 1999г. его ученик Такаши Коидзуми снял фильм по сценарию Куросавы "После дождя", один из шедевров Японского кино.
От меня низкий поклон режиссёру. Почивай с миром, великий мастер.
Фильм, однозначно в коллекцию.
По вашему запросу рецензий не найдено