У неприметного кочегара – якута, который живет в Санкт – Петербурге в конце прошлого века, боевое прошлое. Он отставной майор, воевавший в Афганистане, Герой Советского Союза. Теперь же его занятие – работа в кочегарке да печатание на машинке какого – то рассказа. С кочегаром дружат две семилетние девочки, Вера и Лена, охотно забегающие к нему в гости, чтобы послушать его интересные истории. Но иногда бывшего майора посещают очень странные люди: его прежние сослуживцы, ставшие в новой стране бандитами.
Фильм смысловой,эмоциональный,жизненный,,,Если кому не понравилось-посмотрите годков этак через 10-15. Армия,жизнь после неё, даже если тебя за человека не считают "некоторые"-ты в душе все равно ЧЕЛОВЕК с большой буквы!!! И понимаешь намного больше их в этой жизни!!!
Комментарий в точку. Минимум слов - и всё по делу. А то тут некоторые индивиды настрочат простыней, да сами уже запутались и закутались в них. Ни убавить, ни прибавить.
Не зря говорят, что "Краткость - сестра таланта." "Простынные" комментарии, какими бы они не были, при одном виде нагоняют скуку и желание пройти мимо. Чот есть, то есть.
Комментарий в точку. Минимум слов - и всё по делу. А то тут некоторые индивиды настрочат простыней, да сами уже запутались и закутались в них. Ни убавить, ни прибавить.
Фильм смысловой,эмоциональный,жизненный,,,Если кому не понравилось-посмотрите годков этак через 10-15. Армия,жизнь после неё, даже если тебя за человека не считают "некоторые"-ты в душе все равно ЧЕЛОВЕК с большой буквы!!! И понимаешь намного больше их в этой жизни!!!
Комментарий в точку. Минимум слов - и всё по делу. А то тут некоторые индивиды настрочат простыней, да сами уже запутались и закутались в них. Ни убавить, ни прибавить.
Добрался, спустя тысячу лет после всех. Балабанов, если не брать, допустим, хмурую, высокую, сосредоточенную достоевщину "Счастливых дней", большой шутник. Сперва в топку загружаются тела каких-то, как нам подаётся, плохих жмуриков, а потом детвора, видимо, не впервой, приходит посмотреть на прекрасный огонь, как некий духовно наполненный моцион совершая. "А кочегар хороший?" — интересуется одна девчушка. "Очень хороший, — информирует вторая. — Только странный." Кочегар-то заторможенный, потому что контуженный. Набор текста сочиняемого или не очень рассказа о русском не бандите, а, как он выражается, "разбойнике", которого после каторги, по существовавшей в царской России практике, отправили жить к якутАм (ударение главного героя), а он злоупотреблял там их гостеприимством, но больше о самих якутАх, — сизифов для кочегара труд упорный: поиск литер на печатной машинке прорву времени занимает. И после такого усыпляющего адажио Балабанов... внезапно демонстрирует акт энергичного коитуса с сисястой нимфой. А в субтитрах для глухих сообщают: [девушка тяжело дышит]. Такие вот триеровские провокации. А ёще ранее, словно оммажем "Сломанным цветам" Джармуша, в дверь, также неожиданно, дочь кочегара в чём мать родила входит. Представляю, как Октябриныч ей разъясняет примерно: "Зима. А ты это, значит, в солярий давай. Только без всего. Следов не должно быть". Вообще эти смены тонально планов хорошо ведь характеризуют оксюморонную мешанину 90-хх, когда ларьки на фоне храмов и прочее. Классически, зрителя долго интригуют, что там у героинь под. Тут Балабанов сразу вскрывается, а потом одевает. Колоду мы ещё, кстати, увидим, что опять к печи кочегара ведёт. Печи, камины — они тут у каждого в фильме. Фичей является и то, что нам в большом объёме показывают путь (хождения) до цели персонажей. То бандюки долго в тачке едут, то девки по тропинкам в снегу семенят, мимо прохожих, задевая плечом, дома огибая. Снайпер тоже долго с гитарным футляром вышагивает, и испанская гитара десперадно звучит. Ладно, хватит лирики. Низкий это всё-таки жанр, вот что. Поверхностный и непритязательный. Есть, по мне, три сорта простоты: 1. Всё гениальное просто, 2. Срединная лаконичность, 3. Низовой примитив. Ближе к последнему здесь, к картону. Не чета никакая это тем же "Счастливым дням", "Замку" режиссёра. Да и "Груза 200", "Брата", "Жмурок", чего там ещё, попсовых — огрызок такой, чтобы говорить о полноценном произведении. Дальше, при таком возникшем обстоятельстве, ты знаешь, что бывает, сто раз видали, но ты надеешься, что если уж и не по сути, то по исполнению здесь будет как-то иначе, оригинально. Но ровным счётом ничего подобного. И банально, и скомканно, и где-то нелогично. На "отвяжись" финишировал. 5/10. Кочегар Скрябин пережил фильм всего на год. Поэтому признаки нездоровья, вероятно, не были так уж им сыграны. Балабанов протянул немногим более. Тут уже уважительно помолчать.
Путь разума увлек меня в беду
Теперь путем безумия пойду...
27 Март 2023 01:10
+0
-4
Прям оооочень мутное кино, из часа двадцати наверное не менее получаса персонажи молча идут-едут из одной локации в другую (и это не придирка), минут десять с перерывами кочегар кидает уголь в топку, столько же тыкает пальцем в пишущую машинку ну и оставшиеся полчаса идёт собственно сюжет который не особо-то и интересен. Ещё вымораживала постоянно бренчащая дурацкая музыка которая порой забивала реплики персонажей, ну и с реалистичностью визуального ряда тоже большие проблемы, не буду уж их перечислять. Категорически не рекомендую
Может и некоторые факты имели быть место, но снято через чур мрачно и просто, поэтому смотреть было не особо интересно, тем более, было примерно понятно чем всё это должно закончится. Ни чего не имею против творчества Балабанова, нашёл свою тему и зрителя, но его фильмы видимо не моё.
В общем-то фильм не для всех, да это я и по комментам увидел! По сему - хватит "балабанить" Балабанова, поднаберитесь жизненного опыта, проживите жизнь, а потом посмотрите...!!! Ваше мнение изменится, только если Вы не окончательные дебилы!!!
Как звучит "13-ый фильм Алексея Балабанова", и предпоследний. Все как и обычно в его духе. Сырой, мрачный и пасмурный Питер, постоянная музыкальная поддержка. А также жуткая и реалистичная картинка. Что касается актерской игры, то здесь она отсутствует, и это жирный минус. По остальным критериям одни плюсы! Саундтреки - это отдельная тема: Балабанов использует музыку не для простого дополнения изображения; он сталкивает жёсткий визуальный ряд и лёгкую музыкальную тему, добиваясь этим контрастом необычного эффекта! Агата Кристи - "Истерика", играла прямо в тему, в самую точку, в самый нужный момент!
Бредятина, как все фильмы Балабанова..Сплошь одни ляпы и нестыковки, примитивный и неправдоподобный сюжет, плохая игра актеров..напоминает по замыслу фильм "Жмурки"...в общем..Бредятина.
Все мы как этот кочегар .... живем - небо коптим ... Атмосфера бодренького такого уныния или, напротив, унылой бодрости, обусловленная нашим жгучим желанием видеть перспективы там, где их нет. У маленького человека нет ничего, кроме этой атмосферы и каких то его номинальных и бесполезных для него самого заслуг ... У него есть прошлое, но нет будущего ... Он никто, просто общественная функция, обязанная довольствоваться самыми примитивными объяснениями. Однако все имеет свой предел и свою меру ... рыжая с....а настоящая завистливая стерва жирная и маленькая не чего не добившаяся в жизни. я уже хотел её сам придушить,разочаровался что он это не сделал
Фильм смысловой,эмоциональный,жизненный,,,Если кому не понравилось-посмотрите годков этак через 10-15. Армия,жизнь после неё, даже если тебя за человека не считают "некоторые"-ты в душе все равно ЧЕЛОВЕК с большой буквы!!! И понимаешь намного больше их в этой жизни!!!
Фильм нудный и скучный...сюжет ни о чем...концовка вообще убила...что за бред...пожалел о потраченном времени...показывают героя войны, который собирает по копейки...судя по медалям он еще и участник Великой отечественной....Герои Войны при СССР были на гос.обеспечении и получали большие соц.выплаты и доплаты к пенсии...а в купе с тем, что он еще и участник ВОВ, то на безбедную старость...ему точно должно было хватать!!!
Фильм о страшном состоянии постсоветского общества, в считанные годы отброшенного, в социально-этическом отношении, в первобытно-общинный строй. Все социальные связи и институты разрушены; этика христианства вытравлена за годы советской власти, а этика человека-строителя "светлого будущего" обрушилась вместе с союзом. В этой ситуации, единственной формой социальной жизни, удерживающей человека от зверства, является его община (племя, клан), в основе которой лежит семья. Нарушение законов семьи превращает человека в зверя. А главный герой фильма-- человек-охотник, стоящий на этом последнем "рубеже", отделяющем мир людей от мира животных. Смотрите обязательно.
Наложил на фильм фоновую музыку И.Кучин "Нищенка", в паузах между сценами чуть-чуть прибавлял громкость. После просмотра какой-то тяжёлый осадок, безысходности и обречённости!!! Жить; умно, грамотно, по справедливости - это не для России.... P.S. кто сомневается, смотрите видео на сайте А.Караулова., "Момент истинны". От меня 5+.
Хороший фильм. 1. Дидюли (музыки) переборщили 2.Слишком долгие сцены походов по городу.Видать что бы композиции Дидюли поиграли. Для тех кто собирается посмотреть - Это не комедия и не боевик ...
Мне фильм понравился. Но есть несколько моментов, которые сильно раздражали. 1. Чересчур много Дидюли. И часто не к месту. Например, во время диалогов музыкальное сопровождение показалось слишком навязчивым и неуместным. 2. Сиськи. Много сисек. Много сисек, которые не несут смысловой нагрузки в фильме, претендующем на интеллектуальность. 3. До конца фильма не покидало ощущение, что Балабанов пытается где есть возможность сказать какие русские плохие, чтобы на каком-нибудь международном фестивале похвалили, дали заветную статуэтку и по-дружески похлопали по плечу. Особой смысловой нагрузки этот посыл также не несет. А, в целом, материал хорош настолько, что Балабанову до конца испортить его не удалось и фильм смотрится с интересом.
Отличное кино. Мне понравился фильм. Снят, действительно, в манере Балабанова. Немного не доигрывают актёры, но это не критично. Хорошо, что раньше его не смотрел, зато сейчас получил удовольствие. Думаю, Балабанов один из немногих режиссёров-современников, за чьи фильмы не стыдно. Жаль, что ушёл так рано.
Да Балобанов как будто специально сгребает в кучу всё которое можно собрать . Фильм полный отстой , сплошное хождение по часу и музыка которые занимают основное время фильма , можно было всю эту бредятину уложить в 20 минут , ну как и груз 200 такая же чушь соответственно . Оценка 1
Балабанов после фильма Брат стал каким-то противным режиссером . Вспомнить только его "ШЕДЕВР" Груз 200 , я был в шоке после просмотра . Но посмотрев Кочегар , я снова ужаснулся . На мой взгляд какая-то Анти-Российская пропаганда . Весь фильм эта бредовая музыка , уж простите меня поклонники Дидюли , да и вообще надо было засеч , сколько происходило по времени в общей сложности передвижение героев за весь фильм . Эта тема особенно напрягла , в купе с музыкой . На мой взгляд фильм чушь и бессмыслица . Единственная , что подчеркнул для себя лишний раз , это то , что лучше не завидовать . Я с гордостью поставил 1 этому фильму и добавил его в коллекцию /favorite/collection/3603/ , тут ему и место .
Это не "драма-криминал", это - "трэш-муви"! Можно было снять нормально, но, видно, авторам сего творения нужен был не острый сюжет криминальный, а, просто, поиздеваться над нервами зрителя. Даже пост-перестроичная чернухофабрика не способна была на подобное. А поддержка министерства культуры, надо понимать, в том, что умоляли создателей пихать поменьше секса и откровенного насилия в фильм? Наверно, было бы ещё больше. А ещё, может быть вырезали сцены, где показывают , например, крупным планом, как главные герои срать ходят и, прямо, дрисня по всему объективу!
Фильм о деградации морали, девальвации человеческих чувств. Снят в фирменной "балабановской" медитативно-вуайеристской манере. Очень понравился! Поклонникам творчества этого режиссёра настоятельно рекомендую.
Чё долго балабонить-то? И я того же мнения!
Поддерживаю Вас . Сильное кино, и саунд подходящий.
Не могу поверить, что этот фильм снял один и тот же режиссер с фильмом БРАТ и т.д. и все другие его отличные фильмы. Мы с женой думали, что это чья-то дипломная работа на троечку. Но все же досмотрели до конца. Правда от смеха катались по полу, когда в очередной раз герои передвигались по городу пешком или на трамвайчике или поднимались по лестнице в подъезде, каждый раз нам эти действия показывали в подробностях и так подолгу. Если вырезать все эти эпизоды, фильм станет точно тридцатиминуткой. Может быть мы его не поняли ??!! Не жалею, что посмотрели – поржали вечером после работы. А ведь там еще и жаркие моменты есть ..
Нормальный фильм про 90-е... Про время, в котором беззаконие позволяло увидеть истинную суть человека. Сюжет простой и не замысловатый, в постановке кое-где заметна нелепость. Голоса актёров плохо слышно, недоработка авторов. Однообразный саундтрек надоедает, хотя может он просто на любителя. Ближе к концу в музыкальное сопровождение добавляются другие композиции. Конечно не шедевр, но в фильме хорошая и актуальная мораль, верная во все времена... 4/5
Фильм очень понравился. По смыслу он перекликается с другим российским фильмом. Это "Решала", 12 года производства. Настоятельно рекомендую к просмотру оба этих фильма. Кстати музыка, звучавшая на всём протяжении фильма, никак не напрягала. По мне она весьма идёт к фильму.
1 Когда Бизон стрелял из окна по машине. Не понимаю почему его не заметила охрана. Ведь снайпер был почти на виду. 2. Когда герой Кочегар пошёл мстить за дочь он с собой ничего не взял. А если бы ему не попалась лыжная палка, то чем бы он тогда стал убивать?
Хоть мне и нравится Балабанов как режиссёр, мне трудно понять его идею... Фильм больше понравился, чем нет. Но без идеи фильм становится похожим на клип. Вроде в конце что-то проявилось... Но столько непривязанных к ней в фильме сцен, что основной мотив теряется в этом водовороте. И я даже не уверен- то ли я увидел?.. Взять к примеру "Остров" Павла Лунгина. Там основная идея очищения (можно сказать) души, просматривается почти во всех эпизодах; с этой идеей всё там связано, и конец является апогеем- как глоток воды после жажды. А здесь смело можно пол фильма вырезать без потери смысла. Поэтому без оценки, может я ещё чего не понял.
Сколько раз зарекался не наступать на старые грабли, опять наступил - посмотрел эту тупость российскую! Я патриот, вообще то, за русских горло порву, но кино - ниже плинтуса...
Фильм понравился! Снят в стиле фильма "Брат". То что такое могло произойти в лихие 90-е, так это не для кого не секрет! И то что только в нашей стране Герой Советского Союза, инвалид войны, мог работать кочегаром на какой то помойке, это тоже никого не удивляет. Снято реально, со смыслом, качественно!
Вот умеют же снимать... И вроде ничего сверхестественного и сюжета кот наплакал , но смотришь до конца и перематывать желания нету. Я посмотрел за 1 присест , но без всяких ликований и выветрился из головы он за те же полтора часа.
Потрясающий фильм, в первую очередь своей неповторимой Балабановской атмосферой и также во многом игре актёров и песне покойного "Чёрного лукича" (Кузьмина) - Смешное сердце -. Фильм однозначно не для всех, особенно не для любителей ширпотребных боевичков и блокбастеров. Ещё раз убеждаюсь что с уходом Балабанова российский кинематограф потерял одного из талантливейших русских режиссёров. 5 из 5
Вот такой кровавый клип получился на музыку Дидюли ну, а если серьезно то понравился ни разу рука не потянулась к перемотке, все характеры персонажей прописаны очень четко повествование не торопливо но логично и концовка в принципе ожидаема, только я думала что кочегар применит навыки минера
даааа......фильм по русски ...простенький правда фильм...немного затянут...но посмотрел с интересом......даааа блин..вот так из за какой то фигни все передохли...единственное что бесило - это все время повторяющаяся музыка..как будто создатели фильма вообще не знали про другие песни ......короче на самая лучшая работа Балабанова, видел и круче. но все таки посмотреть стоит
Даааа... Такая Бездарщина полная! Снято в стиле "Брат", сюжет из "Ворошиловский стрелок", но с обоими фильмами рядом не поставишь! Сцены затянуты, игра актёров никакая, музыка Дедюли уже на середине фильма бесить начала (хотя я раньше его с удовольствием слушал)... Повёлся на рейтинг! Но Якут классный... Вобщем в ТОПКУ без следа!!!
Нравятся фильмы Балабанова, но этот, чесно говоря не дотянул.... Если убрать все сцены, где кто-то из персонажей ПРОСТО ИДЕТ, то фильма останется минут 20! И я говорю серьезно...
Фильм - жалкая потуга догнать "Брата", музыка неподобающая обстановке повествования и до "Наутилуса" п/forum/add_post/10964/781685/#о уровню никак не дотягивает. Вообще остается неприличное ощущение, что Дидюля нанял Балабанова подснять картинки для демонстрации под музыку. Вот такое у нас современное кино, обидно.
А что вы хотите ребята? Настоящее искусство в кино - это не куча компьютерных спецэффектов на американскую манеру (которую нам навязал капитализм) под извращенную молодежь, не умеющую думать. Такие фильмы и штампуются тысячами в США и идей там очень ограниченное количество - спасти мир руками американца или высмеять тупого русского, и это мы с удовольствием хаваем, принося доход америкосам миллионами посещений в кинотеатрах. Киноискусство должно заставлять задумываться! Ставлю фильму 5!
Да, Господа. Жутковатый фильм. Точно безысходность. Неоднозначное кино. Не уверен, что поймёт что-то молодёжь. Фильм стОит посмотреть. Очень хороший фильм.
А мне фильм понравился, начал смотреть, но в в процессе просмотра, понимая, что все-же это не шедевр, выключить не смог, что то увлекало меня дальше, может своей необычностью, оригинальностью и драматизмом...Все-таки Балабанов был неординарной личностью и большим оригиналом...
А дальше незаконченная история в конце фильма происходила вот так : Хайлах ее бил, а она говорила, бей но не сильно. Потом они полюбили друг друга и переехали в США или Канаду. А бывший муж, пролежал в погребе, потом взростил дочь, которая потом выгнала его на улицу и он контуженный от побоев новоиспеченного русского мужа пошел в качегары, отапливать деревню. А потом вся в мехах девушка ходила к отцу в качегарку клянчить последнии 10 рублей и строила из себя супербизнесвуман.
Фильм «Кочегар» показался мне не столько криминальной драмой, сколько «эпосом», в котором тема «малых народов» совершенно не главная, потому что как сказал главный герой - якут (майор, герой Советского Союза, кочегар) Иван Скрябин: «Сегодня я двух человек убил. Раньше думал, что они - хорошие люди. На войне есть враги и свои, а тут все свои». Тогда какая тема является «главной»? Если мы поставим при просмотре акцент на национальности героев, то получится, что страшнее русского человека - зверя нет. Вот Алексея Балабанова и записывают в русофобы. Если поставим акцент на образе художника, доверяющего миру, то получим пресную жвачку на тему, что художник по определению выброшен из социума. Кочегар Иван Скрябин живёт «как Цой», и что дальше? Всякий художник - «контуженный копытом Пегаса», или «не от мира сего». И только дети могут его слушать, потому что больше никто детьми-то и не занимается, с ними не говорит. Тогда выходит, что Алексей Балабанов развивает христианские темы... Если поставим акцент на определении «хорошие-плохие», то разделить людей по категориям всё равно не получится. И фильм опять же убегает однозначной оценки. По сюжету. Живёт контуженный майор в кочегарке, квартиру оставил дочери, чтобы не стеснять. Жена его бросила, уехала в Детройт, а сама давит на дочь оттуда, чтобы та за отцом следила. Приходят к Кочегару только две маленькие девочки Лена и Вера (дочь Лётчика) и сослуживец-снайпер. Собственная дочь у отца только деньги берёт, когда «проведывает», хотя у самой «серьёзный бизнес». Кочегар всё это понимает и смиренно принимает. И то, как его «друг по войне" (Снайпер) в топке его кочегарки трупы «плохих людей" жгёт, и подпольное казино с «плохими людьми" рядом с кочегаркой, и вечную грязь и адскую жару... Потому что дочь - ангел, скоро замуж выйдет за молчаливого русского парня. Наверняка хорошего. А когда «друг" и русский жених дочери приносят мёртвую женщину в туфле дочери, пряча её лицо, и сжигают в топке у Кочегара на глазах, назвав «проституткой" и «воровкой", то что-то в Кочегаре меняется. Появляется подозрение и обида. Вот и становится Кочегар убийцей. Так он и раньше убивал. На войне. И боевой опыт ощутим в сценах казни. Впрочем нет, сейчас Кочегар не убивает, и не мстит, а приносит массовую жертву. Так и слышатся внутренние монологи идущего по улице персонажа: Живём в ледяном мире, поклоняемся огню, приносим ему наших мёртвых, чтобы наши живые были в безопасности. Но если боги допустили несправедливость, раз позволили «обижать якутОв", значит боги хотят, чтобы несправедливость исправили мы сами. Как бы жестоко не наставляли боги нас. Ничего христианского в этом фильме у Алексея Балабанова нет. Глаз за глаз. По самому древнему закону. Как в сагах и эпосах. Что такое «эпос»? Это набор норм поведения, фиксаций достойных и недостойных поступков, создание канона решений в самых разных жизненных ситуациях. Почему-то вспоминается эпизод из скандинавских историй, где воин-разбойник (грань тонка) пришёл свататься к жене убитого им человека. И принёс ей кошель с серебром. Вдова этим кошелём ему выбила половину зубов и сломала скулу. Естественно воин женщину убил, но имя его для сказителя было проклято, а убиенную, но не смирившуюся, сказитель поминает с восхищением её силой духа. Я сейчас имён не вспомню, но найти можно. Эпос показывает сильные поступки сильных людей. С размахом и пейзажем до горизонта. И бандитские 90-е именно такое мифическое время, на базе которого можно изобразить такую «героику», где безоружный человек входит в дом и убивает обыденным предметом вооружённых людей. «О! как стали модны эти широкие наконечники копий…» (это из совсем другой скандинавской истории). Надо сказать о женщинах в эпосе. Женщина в эпосе всегда либо страдает, либо сама виновата, но чаще всего всё вместе. Счастье для женщине в эпосе не предусмотрено. Для счастья пишутся сказки. Взрослых героинь две. В чём-то две маленькие девочки, приходящие к Кочегару, временнОе отражение выросших подруг. Дочь Кочегара, благодаря фронтовой дружбе Кочегара со Снайпером (раньше сержантом, теперь наёмный убийцей) «вошла в игру» с бандитами, организовала совместный бизнес по поставке якутских мехов. Дочь Снайпера – вульгарная товарка Дочери Кочегара, которая стоит с ней за одним прилавком в магазине, выясняет, что делит с ней одного «любимого мужчину», самца, который готов е*ть всё, что поймает. Но Дочь Снайпера мифологически разделяет миры мужчин и женщин, она живёт в мире женщин и потому виноват не «тормозной» Бизон, а «разлучница»-подруга, которая должна уехать. Как она уедет – не важно, папа всё сделает, а я ни при делах буду, моя душа чиста. Типа, я не заказывала подругу и дочь друга отца своему отцу, а просто пожелала, чтобы эта стерва исчезла... И Дочь Кочегара убита «любимым мужчиной», которому по навету дочери её заказал Снайпер. И никаких страданий у «любимого мужчины» нет, и не потому что он – русский, а потому что он «плохой человек», исполнитель. Босс заказал, значит надо заказ сделать. а сердце заморожено. В ледяном мире живём. Потому так хорош в фильме момент, когда Кочегар оставляет Дочери Снайпера жизнь, не винит её. Но теперь Дочь Снайпера видит реальную Смерть, пришедшую к ней домой из мира абстрактных занятий её отца в эту устаканенную и распланированную на годы счастливой жизни данность. Алексей Балабан подарил фильму два финала. Первый - самурайско-журналистский: Дочь Лётчика Вера - приходящая с подругой в гости к дяде Кочегару посмотреть на огонь и послушать истории о плохих людях - фотографирует (не понимая ужаса происходящего), вскрывшего вены Кочегара, сидящего перед телеэкраном топки. Она же уносит с собой наследие Кочегара, его бумаги. Сам режиссёр как раз себя ассоциирует не с Кочегаром, а с Лётчиком, которому дочь приносит эти два свидетельства кочегаровой жизни - предсмертный поляроидный квадратик и неоконченную машинопись. И второй финал - литературный - читается голосом маленькой Веры. Авторский эпос, корявое переложение рассказа Вацлава Серошевского «Хайлах». Кочегар прочитал рассказ незадолго до контузии и теперь считает, что пишет собственный сюжет. И вот в этом повторном сюжете мне как зрителю очень хочется найти особенный сакральный смысл. А смысла нет. Есть способ преодоления контузии, есть уход от гражданской войны, происходящей вокруг Кочегара, есть самоидентификация, связь с корнями, которые могут дать опору. А специального смысла нет. Но есть аккумуляция духовной силы, понадобившейся на то самое ритуально жертвоприношение Деве-Обиде, что «хорошие люди», оказались плохими, и дочку к «плохим» причислили. И рассказ дописан на словах, когда Вера спрашивает Кочегара о плохих людях: литературный якут создал мину, на которой подорвался хайлах Костя, ему оторвало ноги. Никаких выводов, кроме внутренней собранности и трезвости по отношению к просто жизни, фильм не несёт. Какая тут может быть мораль? Что зло всегда наказуемо? Так почему же наказующий так несчастен? Общество больно? Так оно всегда больно. Вот и в Царской России, судя по рассказу, всё было плохо. Никогда не будет ни Платоновского «Государства» (в котором, кстати, поэты и писатели не нужны), ни Муровской «Утопии». Насилие порождает насилие? Надо не противляться? Но ведь есть вещи, которые невозможно прощать. Необходимо как-то реагировать. И ведь всё равно найдётся кто-нибудь, для которого этот фильм будет всего лишь байкой о том, как один чурка двух конкретных пацанов лыжной палкой пришил. И зрителя накрывает десантный парашют отчаяния и пустоты. Но моя память держит совершенно волшебно переданные длинные прогулки персонажей. И в этих прогулках, в движениях, в походке - характеры, самое подробное описание внутренних миров героев. Вроде бы ничего не происходит, но ты про каждого всё понимаешь. Такой молчаливый дзен. И в кои-веки тебя перестаёт раздражать (сколько можно обращаться) тема «маленького человека», который оказывается действительно огромным. И нарочито механистические сексуальные сцены фильма - такие же «прогулки», показывающие разные женские типы («сиповку» и «королька» по Бродскому), разные отношения «подруг» с «хайлахом». Мне очень хотелось сказать, что музыка в фильмах Алексея Балабанова - полноценный персонаж. Но нет. Музыка в фильмах Балабанова просто верна: и Дидюля, и «Агата Кристи», и «Чёрный Лукич». А бандеровское смешивание образов музыканта и убийцы (винтовка в кофре от виолончели) в прогулке Снайпера – это вечный наш лётчик Пушкин с его «Маленькими трагедиями» и темой совместимости Гения и Злодейства. Или темой войны после войны. Совместимости воина и разбойника. И это вопрос именно эпоса: Где лежит граница удали и бесчестия? У Джорджа Р.Р. Мартина много на эту тему написано, 5 томов вышли, 2 ожидаются. И в мировой литературе много, даже больше, чем о маленьком человеке в русской. А будут возвращаться к этому вопросу сказители снова и снова. Потому что с мифических времён очень мало что меняется. Но меняется. Ведь сечёт в рассказе якут плёткой изнасилованную хайлахом жену от обиды, потому что с самим хайлахом ничего сделать не может. А вот напечатавший рассказ кочегар Иван Скрябин смог.