Крот
(1970)
(El topo)
Дата выхода: 18.12.1970 Продолжительность: 01:59:43 Производство: Мексика, Жанры: Арт-хаус / Авторское кино, Вестерн, Зарубежный фильм, Ключевые слова: Авангард и Сюрреализм, | Режиссер:
В ролях:
ещё
Сценарий:
Оператор:
Композитор:
Монтаж:
| ||||||||
"Крот" - самый известный фильм Ходоровского. Его герой должен победить четырех мистических стрелков, живущих в пустыне. Выполнив задачу, он впадает в летаргический сон, просыпается через несколько лет в пещере, населенной уродливыми карликами и обещает им выкопать туннель, чтобы выпустить их из недр горы, где они вынуждены жить. Мистический вестерн, сплав политических намеков, буддизма и ошеломительно кровавых сцен, "Крот" и сегодня, постарев на 30 лет, не потерял жестокого обаяния. Надо отдать должное владельцу нью-йоркского кинотеатра "Elgin" Бену Баренгольцу, который решился на свой страх и риск пустить "Крота" на ночном сеансе. Несколько месяцев картина шла в полупустом зале - потом стали приходить хиппи, прослышавшие о странном фильме. Через полгода к кинотеатру подъезжали лимузины, а в кассу выстраивались километровые очереди. Среди тех, кто восторгался фильмом, были Энди Уорхол, Джон Леннон и Йоко Оно. Коллекции с этим фильмом
|
Название фильма
Название антологии



В названии спрятан сакральный смысл. Крот - животное, которое продирается всю жизнь в темноте сырой земли к свету, а попадая на свет - слепнет.
Наш герой, бесстрашный и неутомимый, "ковбой" (потому что я так и не поняла, а ковбой ли он(??))), на протяжении всего фильма - проходит длинный путь к свету, что зовет совершенством.
Для того, чтобы показать, каким тернистым, может оказаться этот путь, Ходоровский использовал великое множество символов, аллегорий. "Крот" - читается лишь как ассоциативное, философское, знаковое - творение. И несмотря на линейность самого сюжета, над разгадкой пришлось поломать голову. Чем нравятся картины этого режиссера?
Версий у зрителей может ровно столько - сколько будет и самих зрителей.
Вот, что увидела я. Изначально с героем путешествует мальчик, которому крот становится учителем. Но кто он? сын/ он сам/ просто ученик/ невинность духа..
Ведь как мы видим, взрослеющему и мужающему ребенку полагается закопать уже в семь лет : любимую игрушку и портрет матери. Далее мальчик учится быть мужчиной, в человеческом обществе это часто означает, научиться стрелять, оторваться от материнской юбки.
Соревнование в меткости стрельбы и вообще кто-кого, мне напомнило о бытующем в нашем мире укладе добиваться всего: успеха, власти, денег, женщин и т.д.
Надо сказать, что визуальная сторона этого фильма - завораживающая, бездонная, немного жуткая. На каждом рубеже, мы можем узреть источник с водой, пустыня - олицетворение самой жизни, жажда - желания, чем больше источников - тем больше шансов приблизиться к совершенству.
Картинка насыщенна звуками, голосами, медитативной музыкой, плавным разворотом событий, и самое важное - этим умопомрачительным видом раскаленной пустыни.
И герой движется по этой пустыне, раздаривая громкие выстрелы, убивая и освобождая. Он уже силен, и осознает свою силу, теперь он учится бороться со своим тщеславием, властолюбием, эгоцентризмом.
Много ассоциаций и с женщиной, проходящей на смену мальчику. Оо, как же благодатна почва к размышлениям.
Мужчина взывает : "Моя душа, жаждет Бога, как воду живую..."
Но женщина, вторит: "Ничего, ничего, ничего...."
И окутанные страстью, герои погружаются в земные удовольствия, как в землю. И вот уже и фаллический символ, извергающийся влагой, и женщина, названная Марой(??), ага-ага...
требует любви и внимания, тормозит движение к совершенству.
Рядом с ней и мужчиной появляется тот самый - но в лице тоже женщины - змей-искуситель, говорящий мужским голосом. Он и велит идти к четырем пророкам, должным : обучить, вывести к свету, а значит уступить и быть съеденными в своем бесполезной совершенстве.
"Мне не нужен свет, я ослеп..",- не боится пуль, достиг своего совершенства. Получая свои ответы, выигрывая поединки, Крот движется дальше... И снова обманут, искушаем женщиной, которая у Ходоровского выглядит настоящим злом во плоти, управляемым змием, везде преследуемым наших героев.
Второй пророк , шаман, учит любви:
"Отдающий все - переполнен любовью, на пока ты думаешь, что отдаешь, ты только берешь..."
Третий пророк, человек в белом, окруженный множеством кроликов, умирающих по мере приближения к ним крота, и пророк ведет крота дальше к свету, избавляв от страха смерти.
"Пока у тебя пуля в голове, но не в сердце."
Четвертый, старик, вместо кольта - сачок для ловли бабочек, и учится тогда крот смирению, прощению.
Путь героя к совершенству, оказывается всего лишь тупиком, ведь он оставлял много эмоций и желаний, он жаждал чужого совершенства, глотая его, но не переживывая. Следующая половина фильма наполнена духовными аллегориями, смешавшими буддизм, христианство, и что-то от понимания божественности самого Алехандро.
Очень впечатлил меня город, и эти знаки порабощения, поглощения, в виде пирамид с глазом внутри, Ходоровский не пожалел ни одного эгрегора власти, пройдясь по всем злачным местам "вавилонов" : дома терпимости, церкви, банки, суды, арены - для выплескивания человеческой агрессии, порочности. И эти полудамы, полугоспода, со своими скрипящими, мужеподобными голосами...нет, не должна женщина руководить мужчиной, но и мужчины здесь - самые настоящие ослы.
Настало время для последней ступени крота, что ведет уже не только его, но и остальных к свету. Яркие, символичными последние сцены - настолько откровенны в своем посыле, что понятно, какой диагноз человечеству выносит на общественный суд Ходоровский.
В них место и реинкарнации, и апокалипсису, и гневу людей на Бога, друг на друга, и на себя.
Никого не щадит Алехандро, но оставляет снова маленький проход к свету, хотя возможно это еще один лаз в кротовую нору.



Итак: Ходоровский. Эээх, это же надо что-то описывать, мысли в охапку собирать... Об ЭТОМ. Самоотверженная попытка запечатлеть буквами авангард и такой сюрреализм, что мало не покажется.

Дубль два: Ходоровский. Я видела его "Священную гору", в которой всё - символы и намёки, но их ещё как-то можно сплести воедино, создать себе фундамент, опереться на него и прочитать, и охватить здание целиком. Но "Крот"...
Начинается как вестерн, превращается в философскую притчу и заканчивается на религиозной ноте. Это фонтан, состоящий из множества брызг - от туда, от сюда, немного эзотерики, немного традиционного, много непонятного, режиссёрская отсебятина (я не говорю, что это - плохо, но отсебятина есть отсебятина), восточный мистицизм, сатира... И он опять же - сплошь символ и намёк и горе тебе, киноман, собравшийся воспринимать "Крота" буквально.
Последняя часть фильма (та, которая псалмы и апокалипсис) сильно отличается от первой (бытие, пророки) и легче пожалуй разгадывается. Впрочем, здесь не попретендуешь на мастера взлома, потому как сама собрала крохи: имя женщины Мара - искушения Будды? / четыре мастера, пророки? / смерть - перерождение, реинкарнация? / убогие - сатира? похоже, в пещере лучше чем здесь / церковная служба - издевательство и гротеск? чудо! - они холостые / а акт самосожжения - кто же по сути это Крот?!
Вопросов у меня осталось много больше, чем ответов - и то, верных ли? Но фильмы, которые задают вопросы, намного интереснее фильмов с готовыми ответами.
А смотреть или не смотреть - дело хозяйское.

по моему у режиссера с головой не все в порядке. -1-
В этом нет никаких сомнений. Режиссёр точно клиент психбольницы.
Надо быть больным на голову, чтобы восхищаться его фильмами.


(побольше бы таких режиссёров)



21 Окт. 2014 17:03 Прямая ссылка
При чем в самом названии уже спрятан сакральный смысл. Крот - животное, которое всю свою жизнь проводит в темноте, в сырой земле, изредка совершая вылазки к свету. Животное - это очень кровожадное и своенравное, отличается скверным характером, а бывает еще и страдает каннибализмом. Очень рано оставляет своих детенышей на произвол судьбы/природы, и не церемонится в отношениях с противоположным полом.
Не странно ли, что именно кротом, назвал Ходоровски своего героя? И не найдет ли внимательный зритель много параллелей между этими двумя уже с самых первых сцен?
Наш герой, бесстрашный и неутомимый ковбой-одиночка, при чем ковбоем его назвать можно лишь за внешний вид и тягу к пистолетам, на протяжении всего фильма - проходит длинный и тернистый путь к свету, преодолевая настоящие лабиринты истинной тьмы, но свет он ищет и зовет его совершенством.
Для того, чтобы показать, каким извилистым и тяжким может оказаться этот путь, Ходоровски использовал великое множество символов, аллегорий.
"Крот" - читается лишь как ассоциативное, философское, знаковое - творение. И несмотря на линейность самого сюжета, над разгадкой пришлось поломать голову.
Чем нравятся картины этого режиссера?
Версий у зрителей может ровно столько - сколько будет и самих зрителей. Можно понять и тех, кто фильм ругает, а самого режиссера предает суду человеческому, и тех, кто его банально не понял, - творение сложное, противоречивое и провокационное. И, возможно, что следуя в этом кротовом лабиринте, каждый накопает только одному ему видимые причины и следствия.
Вот, что увидела я. Изначально с героем путешествует мальчик, которому крот становится учителем. Но кто он? сын/ он сам/ просто ученик/ невинность духа...?
И снова параллели с животным миром, и помня как кроты относятся к потомству, мы видим тождественную таким родительским отношениям ситуацию в фильме, тонко спроецированную режиссером и обставленную с символизмом во всей его красе.
Пуповина должна быть отрезана.
И взрослеющему, возмужавшему ребенку полагается закопать/расстаться в семь лет : с любимой игрушкой и портретом матери. Далее мальчик учится быть мужчиной, в человеческом обществе это часто означает, научиться стоять за себя/защищаться/стрелять, и полностью оторваться от материнской юбки.
Соревнование в меткости стрельбы и этот эксцентричный налет карикатурности в процессе, напомнило о бытующем в современном мире укладе добиваться желаемого : успеха, власти, денег, женщин.
Надо сказать, что визуальная сторона этого фильма - завораживающая, бездонная, немного жуткая. На каждом рубеже, мы можем узреть источник с водой, пустыня - олицетворение самой жизни, жажда - желания, чем больше источников - тем больше шансов приблизиться к совершенству.
Картинка насыщенна звуками, голосами, медитативной музыкой, плавным разворотом событий, и самое важное - этим умопомрачительным видом раскаленной пустыни.
И герой двигаясь по пустыне, как крот под землей, раздаривает громкие выстрелы тут и там, самоутверждаясь в том, что убивая он освобождает падающих к его ногам, таких же путников. Он уже достаточно силен, и осознает свою силу, но научился ли он с ней справляться/контролировать/направлять в нужное, а значит созидающее, русло? Приходит время борьбы с собственным тщеславием, властолюбием, эгоцентризмом.
Много ассоциаций и с женщиной, проходящей на смену мальчику. Оо, как же благодатна почва к размышлениям.
Мужчина взывает : "Моя душа, жаждет Бога, как воду живую..."
Но женщина, вторит: "Ничего, ничего, ничего...."
Тормозя мужчину на его пути к высшему смыслу, женщина пытается обмануть его всеми возможными хитростями.
И окутанные страстью, герои погружаются в земные удовольствия, как в землю. И вот уже и фаллический символ, извергающийся влагой, и женщина, названная Марой(??), ага-ага... требует любви и внимания, тормозит движение к совершенству.
Рядом с ней и мужчиной появляется тот самый - но в лице тоже женщины - змей-искуситель, говорящий мужским голосом. Он и велит идти к четырем пророкам, должным : обучить, вывести к свету, а значит уступить и быть съеденным в своем бесполезной совершенстве.
Алехандро проработал образы пророков изумительно, вот он первый :
"Мне не нужен свет, я ослеп...", - не боится пуль, достиг своего совершенства. Получая свои ответы, выигрывая поединки, Крот движется дальше... И снова обманут, искушаем женщиной, которая у Ходоровского выглядит настоящим злом во плоти, управляемым змием, везде преследуемым наших героев.
Второй пророк , шаман, учит любви:
"Отдающий все - переполнен любовью, на пока ты думаешь, что отдаешь, ты только берешь..."
Третий пророк, человек в белом, окруженный множеством кроликов, умирающих по мере приближения к ним крота, и пророк ведет крота дальше к свету, избавляв от страха смерти.
"Пока у тебя пуля в голове, но не в сердце."
Четвертый, старик, вместо кольта - сачок для ловли бабочек, и учится тогда крот смирению, прощению.
Путь героя к совершенству, может показаться всего лишь тупиком, ведь он оставлял много эмоций и желаний, он жаждал чужого совершенства, глотая его, но не переживывая.
Следующая половина фильма наполнена духовными аллегориями, смешавшими буддизм, христианство, и что-то от понимания божественности самого Алехандро.
Очень впечатлил меня город, и эти знаки порабощения, поглощения, в виде пирамид с глазом внутри, Ходоровски не пожалел ни одного эгрегора власти, пройдясь по всем злачным "местам" : дома терпимости, церкви, банки, суды, арены - для выплескивания человеческой агрессии, порочности. И эти полудамы, полугоспода, со своими скрипящими, мужеподобными голосами ... нет, не должна женщина руководить мужчиной, но и мужчины здесь - самые настоящие ослы.
Настало время для последней ступени крота, что ведет уже не только его, но и остальных к свету. Яркие, символичными последние сцены - настолько откровенны в своем посыле, что понятно, какой диагноз человечеству выносит на общественный суд Ходоровский.
В них место и реинкарнации, и апокалипсису, и гневу людей на Бога, друг на друга, и на себя.
Никого не щадит Алехандро, но оставляет снова маленький проход к свету, хотя возможно это еще один лаз в кротовую нору.