Через интервью с выдающимися исследователями, писателями, психологами и пионерами психоделической терапии со всего мира фильм «От нейронов к нирване» исследует историю пяти мощных психоделических веществ (ЛСД, псилоцибин, MDMA, аяхуаска и марихуана), а также то, каким образом они применяются в медицине.
Фильм наглядно показывает механизм искусственной стимуляции работы мозга,выискивая в этом положительные моменты,но старательно умалчивая о сопутствующих негативных моментах такой стимуляции.
Скрытый текст
Но,особенно тщательно скрывается то,что именно эта способность человеческого мозга является древнейшим орудием массового манипулирования людьми.Явление такого манипулирования обрело понятие-"Шаманизм".Именно в оправдание шаманизма,как "нормы" поведения человеческого общество и был снят этот фильм.
Цитата получилась весьма длинной,с множеством научных понятий,но интересующемуся сутью этого явления,и механикой работы мозга будет весьма полезно знать как это работает,и кому это выгодно.
Разум, интеллект, быстрота реакций — все эти умозрительные характеристики и понятия базируются в первую очередь на материальной основе — огромном количестве разнородных клеток, тесно связанных между собой структурно и функционально. Их поддерживают и питают глиальные клетки (клетки головного мозга, которые участвуют в обменных процессах нервной ткани, выполняют опорную функцию), которых также насчитывается великое множество. Анатомически кон- такты между нервными клетками мозга и удалёнными от него периферическими объектами осуществляются посредством отростков двоякого типа. Ввод информации в клетку осуществляется с помощью коротких ветвистых отростков – дендритов[/i]. В теле нейрона происходит непрерывная квалифицированная работа по интеграции и комбинации различных поступающих сигналов. Следствие такой деятельности — выработка своего собственного сигнала, генерированного с учётом поступившей информации и представляющего усреднённый результат проанализированных сведений. Схема биологического нейрона Выход сигнала реализуется через длинный отросток — аксон, а затем поступает к другим нервным клеткам. Сигналы, которыми обмениваются клетки, бывают двух типов: электрические и химические. Весь нейрон, образованный телом, ветвящимися дендритами и длинным аксоном, поляризован таким образом, что внутри он заряжен отрицательно на 70 миливольт по отношению к наружной поверхности. Это «потенциал покоя», образованный за счёт различного соотношения ионов калия и натрия. В мембране нейрона имеются условия для создания градиента — разницы в содержании калия и натрия внутри и вне клетки. Поддержание характерного градиента возможно только при сохранении целостности мембраны нейрона: из клетки выводится натрий и пропускается внутрь калий. Изменение разности потенциалов, создаваемой таким образом между наружной и внутренней сторонами клетки в состоянии покоя — это электрические сигналы нервов.
Между структурой, доставляющей информацию (аксон и его окончание) и воспринимающей её (дендрит, тело клетки), имеется специальный контакт — синапс. Синаптическая щель служит своего рода разъёмом, прерывающим проведение нервного импульса-сигнала. Роль передатчика выполняет химический посредник-медиатор (соединение, опосредующие течение нейропсихических процессов в центральной и периферической нервной системе), выделившийся в ответ на поступление импульса на пресинаптической мембране окончания аксона, он диффундирует через щель к противоположной её стороне, к постсинаптической мембране другого нейрона*. Медиатор оказывает на неё одно из двух воздействий — возбуждающее, связанное с понижением мембранного потенциала и выработкой импульсов с бóльшей частотой, или тормозящее, при котором постсинаптический мембранный потенциал стабилизируется. Такую клетку трудно вывести из «равновесия», генерация импульсов в ней происходит с меньшей частотой или вообще затухает. Каким является данный синапс — возбудительным или тормозным, — зависит от характера выделяемого пресинаптическими клетками медиатора, а также непосредственно от воспринимающего устройства — химизма мембраны постсинаптической клетки.
Таким образом, универсальным средством общения нейронов служит нервный импульс. Независимо от типа волокна, его функциональных особенностей, связи с процессом зрительных восприятий, движением или мышлением — сигналы везде практически одинаковы. Их разница состоит в разной частоте импульсов в секунду.
В мозге тонко дифференцированы различные зоны, ответственные за определённые функции и состояние организма. Различные психоэмоциональные эффекты (вегетативные, отвечающие за питание и рост, и двигательные) достигаются за счёт существования в них тормозных и возбудительных синапсов, наличия в этих специализированных участках довольно обширного ассортимента нейромедиаторов.
В настоящее время известно около 30 химических соединений, выполняющих в мозге медиаторную функцию. Они не разбросаны беспорядочно по причудливому рисунку ткани мозга, а сосредоточены в определённых его областях, в тех группах нейронов, аксоны которых устремлены к высокоспециализированным областям мозга.
Определённую группу составляют вещества, образующиеся при трансформации аминокислот. По строению они относятся к аминам (обширный класс азотсодержащих органических соединений). Они синтезируются в мозге в малых количествах, но в структуре их молекул закодирована информация, служащая мощным регулятором вегетативных функций, психического, эмоционального состояния, двигательных реакций. Чаще всего нейроны обладают ферментным набором, необходимым для образования медиатора одного типа. Синтезированные впрок молекулы хранятся в специальных кладовых — синаптических пузырьках, расположенных в окончании аксона. Они защищены от разрушения ферментов, действующих на них после выхода из пузырьков. Освобождение из хранилищ осуществляет нервный импульс. Медиатор связывается с рецепторами постсинаптической мембраны, и тут реализуется перевод всего запаса информации химического сигнала в специфическую физиологическую реакцию, например образование и выделение гормона клетками железы, сокращение мышечного волокна, возбуждение или торможение нейрона. В зависимости от проекции аксонов нейронов, вырабатывающих соответствующие медиаторы в определённые доли мозга, наблюдаются характерные эффекты. Многие нервные клетки, вырабатывающие из аминокислоты тирозина медиатор норадреналин, сосредоточены в стволе мозга, образуя там скопления. Их аксоны достигают гипоталамуса — центра вегетативных функций организма, мозжечка и переднего мозга. Оказалось, что норадреналин (один из медиаторов) контролирует двигательную активность, эмоциональное и психическое состояние. Он причастен к поддержанию бодрствования, системе поощрения («центр удовольствия»), словом, формированию приятных, положительных эмоций, к регуляции настроения в целом.
Предшественник синтеза норадреналина — дофамин сосредоточен в нейронах в области среднего мозга. Их аксоны достигают переднего мозга, где участвуют в регуляции эмоционального состояния; в области полосатого тела** в головном мозге они выполняют ведущую роль в регуляции сложных движений.
Общеизвестны опыты со вживлением микроэлектродов в стволовую часть мозга, проводившиеся на крысах: стремление получать удовольствие заставляло животных самостоятельно замыкать электрическую цепь, раздражая и активируя тем самым нейроны, которые с помощью специфических химических посредников (норадреналина, дофамина) стимулировали их положительный эмоциональный фон.
Образуемый из аминокислоты триптофана медиатор серотонин сосредоточен в области ствола мозга. Нейроны этого центра достигают гипоталамуса, других областей мозга. Считают, что серотонин участвует в процессах терморегуляции, чувствительного восприятия, перехода от бодрствования ко сну.
Есть вещества, обладающие возбуждающим воздействием на большинство нейронов мозга. Этой способностью обладают глутаминовая и аспарагиновая аминокислоты — естественные продукты гидролиза (расщепления органических соединений с участием воды) белков. Ферментативное отщепление от глутаминовой кислоты одной функциональной группы ведёт к образованию гамма- аминомасляной кислоты (ГАМК) — универсального тормозного медиатора в центральной нервной системе.
*Пресинаптическая мембрана — часть синаптического контакта, находящаяся на концевом разветвлении аксона. Постсинаптическая мембрана — воспринимающая часть синаптического контакта, к которому подходит окончание другой нервной клетки. Постсинаптическая мембрана: – находится позади синаптической щели; – содержит значительное число белковых молекул, выполняющих функцию химических рецепторов, обладающих специфической чувствительностью к определённым медиаторам.
**Полосатое тело — комплекс подкорковых узлов головного мозга, которые участвуют в управлении движениями, в осуществлении сложных двигательных актов.
Шаманизм Начнём с историко-религиозных параллелей. Издревле известна такая «ранняя» религиозная культура как шаманизм (Шаманизм — от эвенкийского шаман, саман — возбуждённый, исступлённый человек) . Деятельность шаманов инициировалась в племени их предшественниками, которые, вступив в старческий возраст, искали себе преемников. Шаманизм основан на представлениях о тесной связи шамана с духами, которые, если их хорошо попросить, дадут шаману жизненно важную для всего племени информацию. Шаманы заметно отличались от других членов племени. Также шаманы отличались от знахарей и колдунов — тех, кто также как и они, обладали знаниями управленческого характера.
Основное отличие шаманов от знахарей и колдунов в том, что информацию «от духов» они полу- чали как правило в состоянии транса, вызванного воздействием на их организм психотропных и наркотических средств. Наглядным свидетельством этому является так называемая шаманская болезнь («шаманка»), которая посещала будущего шамана обычно в детском или юношеском возрасте. Но далеко не всех посещала эта самая шаманская болезнь. Для того, чтобы стать шаманом надо было как минимум два условия: • Определённая устойчивость психики (и всего организма в целом) к употребляемым шаманами психотропным веществам. • Предрасположенность к шаманскому лидерству, которая определялась в детском и юношеском возрасте старшими шаманами в племени.
Современный “шаманизм” Как правило для исходного толчка по переходу в трансовое состояние употреблялись наркотические вещества. В качестве такого рода наркотических веществ могли употребляться такие растительные галлюциногенные средства как грибы и кактусы. Наибольший эффект, судя по дошедшим до нас мифам и по наблюдениям сохранившихся очагов культуры шаманизма в некоторых народах, имел особый ритм барабанного боя или звон бубна, который дестабилизировал сознание шамана (выводил сознание из области его нормальной работы в область в общем-то частичной или полной “отключки” сознания от внешнего вещественного мира). Экстатичность камлания (Ритуал, приводящий в экстатическое состояние; сопровождается пением и ударами в бубен) только поддержи- вала разум шамана в изменённом состоянии в течении желаемого времени.
В недалёком прошлом и в современности шаманы употребляли и употребляют общедоступные дурманящие наркотики: табак и алкоголь. Так у тунгусских шаманов принят в качестве камлания сначала медленный, а затем всё ускоряющийся танец, в процессе которого под ускоряющиеся удары бубна шаман периодически выпивает одну за одной несколько стопок водки, а в перерывах между выпивками выкуривает несколько трубок крепчайшего табака. После чего, выйдя из бессознательного состояния, шаман даёт не совсем ясные даже ему ответы на некоторые вопросы, задаваемые окружающими.
Как видите, культура шаманизма прочно вошла в наше общество в качестве употребления табака, алкоголя и прочих наркотиков, вызывающих сильные и слабые (такие, что люди к ним привыкают и считают это нормой) галлюцинации. Понятие «галлюцинация» происходит от латинского hallucinatio — бред, видéния, обман чувств, ложное восприятие, возникающее без соответствующего внешнего раздражения. Различают слуховые, зрительные и другие галлюцинации.
В то же время по содержанию галлюцинации представляют собой некие объёмы информации (в большей мере в видимых образах, либо в ощущениях), становящиеся достоянием психики. Поэтому информация, предоставленная субъекту в трансово-галлюцинационном состоянии может быть: • Достоянием коллективной психики-мыследеятельности (эгрегора), полученной в “чистом” виде (какая есть — такая и доставлена) в трансовом состоянии, после чего субъект, обладающий ею будет достаточно “накачан” чем-то «новеньким», в результате чего он станет “круче” других и даже сможет воспользоваться частью этой информации. • То же самое, что и в предыдущем пункте, но искажённое психикой субъекта, через которую эта информация проходит, либо сочетание первого и второго, что субъект тоже может употреблять как нечто важное в жизни. • Продукт взаимодействия психики субъекта и галлюциногенных препаратов, в результате чего сама психика выдаёт некую новую информацию, не являющуюся достоянием субъекта до этого. • Сочетание всего вышеперечисленного.
Главное в этом то, что, употребляя всякий наркотик или почти всякий психотроп, каждый открывает в свою психику некий информационный канал. Этот канал может допускать двусторонне направленное движение информации. Открыв такой канал, человек через него сам сможет оказывать воздействие на окружающий мир, если у него хватит самообладания и силы воли. В этом случае он станет “шаманом”, многие практики которых основаны на умышленной наркотизации себя и окружающих. Но шаманов — мало. Жертв шаманизма и шаманов — куда больше (индейцев на табак посадили шаманы, поскольку табак открывал для них свободный канал для входа в психику каждого более слабого и менее знающего члена племени, но всё завершилось крахом их цивилизации).
Конечно, каждый, кто попал под влияние культуры современного “шаманизма”, где-то в глубинах психики надеется, что именно он будет состоявшимся шаманом. Но эта иллюзия ошибочна. Подавляющее большинство людей, приобщившись к разного рода психотропам-наркотикам (табак, алкоголь…), ломается и умирает, не дожив до старости. «Шаманами» же (в том смысле, какой придавался этому слову ранее) становятся единицы… Но и эти единицы не имеют того полновластия (не в смысле неограниченной власти, а в смысле возможного для древних шаманов в пределах их тотемов), какое имели над их племенами древние шаманы «ранних» религий. Мир изменился и над шаманами и их культурой уже давно встала глобальная культура крупнейших мировых религий с их явно выраженной внутрисоциальной иерархией. А поэтому даже крепкие волей и здоровьем субъекты, проявляющие способности шамана в современности, не доживают до старости и “ломаются” на непонимании многих вещей (в первую очередь глобальной значимости) — в отличие от тех, кто понимает больше других. Именно поэтому те, кто понимает больше других — не препятствуют (а в большинстве стран поддерживают) современную форму “шаманизма” среди населения: им не страшны экстрасенсорные способности современных “шаманов”. Это так, поскольку шаманизм всегда ограничен (своей узкой “тотемной” сферой) в возможностях доступа к самой важной управленческой информации тем, что психика «шаманов» угнетена наркотиками. Но зато угнетённым наркотиками народом легче манипулировать — и шаманами в том числе. А возможности доступа к информации в угнетённом обществе всегда можно регулировать с уровня разного рода иерархий.
Если рассмотреть иерархию социальной организации древних шаманских обществ, то можно с уверенностью сказать, что шаманизм был лишь зародышем «духовенства». Но шаманов нельзя считать штатными служителями культа, которых в последствии стали назначать не за какие-то экстрасенсорные качества, а за преданность иерархии — в первую очередь. То есть, шаманы не составляли социальной группы служителей культа с чётким статусом согласно принятой иерархии.Бóльшая часть шаманов работала наравне со всеми, причём успехи шаманов на хозяйственном поприще всегда увеличивали их авторитет и наоборот. Почти все шаманы сочетали культовую деятельность с пророчествами, магией и лечением.
С появлением «духовенства», находящегося под постоянным контролем глобального знахарства,и охватившего своим духовным управлением не только одно племя, но и множество народов, шаманизм как культура стал заметно уступать. Если и остались его возможности в рамках той или иной цивилизационной религиозной системы, то эти возможности полностью под контролем знахарей последней и ограничены её запретами.
Поэтому и позволено новоявленным “шаманам” и наркотизированной толпе вариться в потоке “второсортной” и “третьесортной” информации и даже питать иллюзии того, что кто-то из них «шаман», а кто-то просто безвольный обыватель. Но даже и при этом не все, кто проявляет способности шаманов допускаются в сферу «большой культуры». В этом тоже одно из главных ограничений для “шаманов” современности. Если в первобытных обществах в шаманы инициировали самых способных, то теперь — только тех, кто лоялен сложившейся и поддерживающейся с глобального уровня духовно-религиозной иерархии, основанной на социальной иерархии разного рода чинов. Так что “шаманом” стать можно, но карьеру сделать при этом можно только в том случае, если выдаваемая “шаманом” информация не нарушает цензуру и «порядок» в современной иерархии. Поэтому одни субъекты, у которых просматриваются признаки «шаманской болезни», работают в сфере культуры, а другие могут попасть в психушку.
При этом в современной культуре “шаманизма” зачастую появляются лидеры-“шаманы”, которые всё-таки проникают в сферу маскультуры, но их деятельность оценивается глобальными цензорами не однозначно. Как правило они начинают свои культурные “шаманские” практики в обществе в переходные периоды, когда цензура ослабевает и, транслируя в молодёжную среду вредные привычки, будучи крупными авторитетами, через свой пример(алкоголь, табак, наркотики), что в общем-то подходит чуждым народу глобализаторам, эти “шаманы” в образной форме выдают некую информацию, выходящую за предел допустимого цензурой. Такие “шаманы” как правило не долго держатся в сфере маскультуры, а их судьбы печальны. К таким примерам можно отнести Виктора Цоя (в 1990 г. убился на автомобиле — скорее всего в соответствии с магией вышестоящих в иерархии над “шаманизмом”) и Игоря Талькова (в 1991 г. убит из револьвера).
Надо всегда помнить, что большинство людей в наркотизированном обществе просто ломаются — как под давлением информации, не свойственной их психике в не угнетённом наркотиками состоянии, так и под угнетением их организма и психики постоянным применением наркотических веществ. Нормальное и безопасное получение информации с любых уровней духовной иерархии Мироздания возможно лишь в состояниях, которые ни в коем случае не являются трансами, вызванными галлюциногенами и наркотиками. При этом сознание должно в определённой человеку Свыше мере контролировать часть потоков информации, поступающей с разных уровней духовной иерархии.
Именно к этому идеалу бессознательно стремится бóльшая часть молодёжи, ощущая что в современном мире очень тяжело жить только багажом знаний, которые можно получить лишь из источников вещественной культуры. Именно поэтому многие молодые люди либо сами бессознательно желают стать «шаманами», либо подражают “шаманам” из маскультуры. Пример тому — не спадающая популярность самого крупного молодёжного “шамана” В.Цоя. Кстати сказать, сам В.Цой происхождением из юго-восточных народов, что отчасти объясняет бóльшую (по сравнению со многими другими) сопротивляемость его организма к психотропам. К тому же большинству хочется выделиться своими “сверхспособностями”. А психотропы создают в психике иллюзии особой “крутости” и отличимости от других. Самый доступный и легитимизированный для молодёжи психотроп — табак.
В общем, у современной молодёжи можно уверенно выделить все основные атрибуты культуры древнего шаманизма: • Массовая склонность к психотропам-наркотикам (в первую очередь табак). • Массовая склонность к музыке, в которой преобладает частый ритм — подобно тому, что исполняют на бубне и барабане во время камлания шаманы. Этим объясняется особое притяжение молодёжи сначала к западной рок-поп-музыке, а затем к доморощенным “шаманам” типа В.Цоя. • Массовое желание быть лучше других, отличаться от других (чего ещё 30-40 лет назад в массовой молодёжной культуре не было). • У некоторых осознаваемое, но в большинстве своём бессознательное желание выделиться и достигнуть успеха побыстрее — не включая разум и интеллект, а с помощью хитрости либо экстрасенсорных возможностей — возможностей быстрого доступа к информации, которая пригодилась бы для устройства в жизни.
Ясно, что перечисленное выше в первом и втором пунктах необходимо для того, чтобы войти в транс, отключив при этом сознание и интеллект. То есть, психотропы-наркотики (и в первую очередь табак) — как кажется многим молодым — средства достижения того, что перечислено в последних двух пунктах. Последние два пункта из вышеприведённого списка — это цели, которые некоторыми осознаются, но большинством просто выставлены для себя бессознательно.
В то же время для очень и очень многих безвольных молодых людей то, что перечислено выше в первых двух пунктах (психотропы-наркотики и музыка с частым ритмом) является лишь средством, взятым из современной культуры (что ближе — то и взяли) для «ухода от суеты жизни» в мир иллюзий, в виртуальный мир, закрыться от окружающих — в том числе и сократив на время действия психотропов и музыки работу (возможности) сознания (впасть в бессознательное состояние: частично или полностью).
Ясно, что такого рода «уход от реального мира» сделает личность ещё более безвольной. Уходить захочется всё чаще и чаще… до того момента, пока реальный мир конкретно не “наедет” на впавшего в иллюзию субъекта, либо такой субъект не доведёт свою физиологию до серьёзного заболевания, а то и до самоуничтожения.
Примерно такой же результат будет и у тех, кто не просто «уходит от реального мира», а старается выделиться и достигнуть карьеры либо других “благ” с помощью возможностей “шаманизма”. Конечно, выделиться и достигнуть чего-то в жизни надо стремиться. Но выбранные средства в этом отношении — иллюзорны — также, как и вредны физиологически. Это так по следующим при- чинам: • Во-первых, человек не может устойчиво достигнуть чего-либо противоестественным для него образом. А психотропы-наркотики как раз-то и применяются некоторыми для того чтобы побыстрее стать “шаманами” (овладеть некоторыми навыками шаманизма). • Во-вторых, получаемая новоявленными “шаманами” информация во время вхождения в трансовые состояния — не обладает той значимостью, которая, как им видится, нужна для достижения в жизни чего-то для них полезного. • В-третьих, такой «быстрый» путь человеку в общем-то не свойственен, поскольку человеку дан разум, интеллект, сознание, совесть… В связи с этим также человеку дана возможность не быстрого (в смысле того, что надо интеллектуально потрудиться и нравственно преобразиться) получения очень важной для жизни информации, однако это никак не совместимо с угнетением своего организма психотропами-наркотиками.
И главное: пока молодые поколения пребывают в иллюзиях своих “шаманских” возможностей, тем знахарским кланам, кто курирует глобальный проект, нечего бояться молодёжи и её выдающихся способностей: такая одурманивающая себя молодёжь никогда не выйдет за пределы возможностей древнего шаманизма, пока не протрезвеет и не перестанет употреблять любые психотропные наркотики, в первую очередь — табак.
Фильм наглядно показывает механизм искусственной стимуляции работы мозга,выискивая в этом положительные моменты,но старательно умалчивая о сопутствующих негативных моментах такой стимуляции.
Скрытый текст
Но,особенно тщательно скрывается то,что именно эта способность человеческого мозга является древнейшим орудием массового манипулирования людьми.Явление такого манипулирования обрело понятие-"Шаманизм".Именно в оправдание шаманизма,как "нормы" поведения человеческого общество и был снят этот фильм.
Цитата получилась весьма длинной,с множеством научных понятий,но интересующемуся сутью этого явления,и механикой работы мозга будет весьма полезно знать как это работает,и кому это выгодно.
Разум, интеллект, быстрота реакций — все эти умозрительные характеристики и понятия базируются в первую очередь на материальной основе — огромном количестве разнородных клеток, тесно связанных между собой структурно и функционально. Их поддерживают и питают глиальные клетки (клетки головного мозга, которые участвуют в обменных процессах нервной ткани, выполняют опорную функцию), которых также насчитывается великое множество. Анатомически кон- такты между нервными клетками мозга и удалёнными от него периферическими объектами осуществляются посредством отростков двоякого типа. Ввод информации в клетку осуществляется с помощью коротких ветвистых отростков – дендритов[/i]. В теле нейрона происходит непрерывная квалифицированная работа по интеграции и комбинации различных поступающих сигналов. Следствие такой деятельности — выработка своего собственного сигнала, генерированного с учётом поступившей информации и представляющего усреднённый результат проанализированных сведений. Схема биологического нейрона Выход сигнала реализуется через длинный отросток — аксон, а затем поступает к другим нервным клеткам. Сигналы, которыми обмениваются клетки, бывают двух типов: электрические и химические. Весь нейрон, образованный телом, ветвящимися дендритами и длинным аксоном, поляризован таким образом, что внутри он заряжен отрицательно на 70 миливольт по отношению к наружной поверхности. Это «потенциал покоя», образованный за счёт различного соотношения ионов калия и натрия. В мембране нейрона имеются условия для создания градиента — разницы в содержании калия и натрия внутри и вне клетки. Поддержание характерного градиента возможно только при сохранении целостности мембраны нейрона: из клетки выводится натрий и пропускается внутрь калий. Изменение разности потенциалов, создаваемой таким образом между наружной и внутренней сторонами клетки в состоянии покоя — это электрические сигналы нервов.
Между структурой, доставляющей информацию (аксон и его окончание) и воспринимающей её (дендрит, тело клетки), имеется специальный контакт — синапс. Синаптическая щель служит своего рода разъёмом, прерывающим проведение нервного импульса-сигнала. Роль передатчика выполняет химический посредник-медиатор (соединение, опосредующие течение нейропсихических процессов в центральной и периферической нервной системе), выделившийся в ответ на поступление импульса на пресинаптической мембране окончания аксона, он диффундирует через щель к противоположной её стороне, к постсинаптической мембране другого нейрона*. Медиатор оказывает на неё одно из двух воздействий — возбуждающее, связанное с понижением мембранного потенциала и выработкой импульсов с бóльшей частотой, или тормозящее, при котором постсинаптический мембранный потенциал стабилизируется. Такую клетку трудно вывести из «равновесия», генерация импульсов в ней происходит с меньшей частотой или вообще затухает. Каким является данный синапс — возбудительным или тормозным, — зависит от характера выделяемого пресинаптическими клетками медиатора, а также непосредственно от воспринимающего устройства — химизма мембраны постсинаптической клетки.
Таким образом, универсальным средством общения нейронов служит нервный импульс. Независимо от типа волокна, его функциональных особенностей, связи с процессом зрительных восприятий, движением или мышлением — сигналы везде практически одинаковы. Их разница состоит в разной частоте импульсов в секунду.
В мозге тонко дифференцированы различные зоны, ответственные за определённые функции и состояние организма. Различные психоэмоциональные эффекты (вегетативные, отвечающие за питание и рост, и двигательные) достигаются за счёт существования в них тормозных и возбудительных синапсов, наличия в этих специализированных участках довольно обширного ассортимента нейромедиаторов.
В настоящее время известно около 30 химических соединений, выполняющих в мозге медиаторную функцию. Они не разбросаны беспорядочно по причудливому рисунку ткани мозга, а сосредоточены в определённых его областях, в тех группах нейронов, аксоны которых устремлены к высокоспециализированным областям мозга.
Определённую группу составляют вещества, образующиеся при трансформации аминокислот. По строению они относятся к аминам (обширный класс азотсодержащих органических соединений). Они синтезируются в мозге в малых количествах, но в структуре их молекул закодирована информация, служащая мощным регулятором вегетативных функций, психического, эмоционального состояния, двигательных реакций. Чаще всего нейроны обладают ферментным набором, необходимым для образования медиатора одного типа. Синтезированные впрок молекулы хранятся в специальных кладовых — синаптических пузырьках, расположенных в окончании аксона. Они защищены от разрушения ферментов, действующих на них после выхода из пузырьков. Освобождение из хранилищ осуществляет нервный импульс. Медиатор связывается с рецепторами постсинаптической мембраны, и тут реализуется перевод всего запаса информации химического сигнала в специфическую физиологическую реакцию, например образование и выделение гормона клетками железы, сокращение мышечного волокна, возбуждение или торможение нейрона. В зависимости от проекции аксонов нейронов, вырабатывающих соответствующие медиаторы в определённые доли мозга, наблюдаются характерные эффекты. Многие нервные клетки, вырабатывающие из аминокислоты тирозина медиатор норадреналин, сосредоточены в стволе мозга, образуя там скопления. Их аксоны достигают гипоталамуса — центра вегетативных функций организма, мозжечка и переднего мозга. Оказалось, что норадреналин (один из медиаторов) контролирует двигательную активность, эмоциональное и психическое состояние. Он причастен к поддержанию бодрствования, системе поощрения («центр удовольствия»), словом, формированию приятных, положительных эмоций, к регуляции настроения в целом.
Предшественник синтеза норадреналина — дофамин сосредоточен в нейронах в области среднего мозга. Их аксоны достигают переднего мозга, где участвуют в регуляции эмоционального состояния; в области полосатого тела** в головном мозге они выполняют ведущую роль в регуляции сложных движений.
Общеизвестны опыты со вживлением микроэлектродов в стволовую часть мозга, проводившиеся на крысах: стремление получать удовольствие заставляло животных самостоятельно замыкать электрическую цепь, раздражая и активируя тем самым нейроны, которые с помощью специфических химических посредников (норадреналина, дофамина) стимулировали их положительный эмоциональный фон.
Образуемый из аминокислоты триптофана медиатор серотонин сосредоточен в области ствола мозга. Нейроны этого центра достигают гипоталамуса, других областей мозга. Считают, что серотонин участвует в процессах терморегуляции, чувствительного восприятия, перехода от бодрствования ко сну.
Есть вещества, обладающие возбуждающим воздействием на большинство нейронов мозга. Этой способностью обладают глутаминовая и аспарагиновая аминокислоты — естественные продукты гидролиза (расщепления органических соединений с участием воды) белков. Ферментативное отщепление от глутаминовой кислоты одной функциональной группы ведёт к образованию гамма- аминомасляной кислоты (ГАМК) — универсального тормозного медиатора в центральной нервной системе.
*Пресинаптическая мембрана — часть синаптического контакта, находящаяся на концевом разветвлении аксона. Постсинаптическая мембрана — воспринимающая часть синаптического контакта, к которому подходит окончание другой нервной клетки. Постсинаптическая мембрана: – находится позади синаптической щели; – содержит значительное число белковых молекул, выполняющих функцию химических рецепторов, обладающих специфической чувствительностью к определённым медиаторам.
**Полосатое тело — комплекс подкорковых узлов головного мозга, которые участвуют в управлении движениями, в осуществлении сложных двигательных актов.
Шаманизм Начнём с историко-религиозных параллелей. Издревле известна такая «ранняя» религиозная культура как шаманизм (Шаманизм — от эвенкийского шаман, саман — возбуждённый, исступлённый человек) . Деятельность шаманов инициировалась в племени их предшественниками, которые, вступив в старческий возраст, искали себе преемников. Шаманизм основан на представлениях о тесной связи шамана с духами, которые, если их хорошо попросить, дадут шаману жизненно важную для всего племени информацию. Шаманы заметно отличались от других членов племени. Также шаманы отличались от знахарей и колдунов — тех, кто также как и они, обладали знаниями управленческого характера.
Основное отличие шаманов от знахарей и колдунов в том, что информацию «от духов» они полу- чали как правило в состоянии транса, вызванного воздействием на их организм психотропных и наркотических средств. Наглядным свидетельством этому является так называемая шаманская болезнь («шаманка»), которая посещала будущего шамана обычно в детском или юношеском возрасте. Но далеко не всех посещала эта самая шаманская болезнь. Для того, чтобы стать шаманом надо было как минимум два условия: • Определённая устойчивость психики (и всего организма в целом) к употребляемым шаманами психотропным веществам. • Предрасположенность к шаманскому лидерству, которая определялась в детском и юношеском возрасте старшими шаманами в племени.
Современный “шаманизм” Как правило для исходного толчка по переходу в трансовое состояние употреблялись наркотические вещества. В качестве такого рода наркотических веществ могли употребляться такие растительные галлюциногенные средства как грибы и кактусы. Наибольший эффект, судя по дошедшим до нас мифам и по наблюдениям сохранившихся очагов культуры шаманизма в некоторых народах, имел особый ритм барабанного боя или звон бубна, который дестабилизировал сознание шамана (выводил сознание из области его нормальной работы в область в общем-то частичной или полной “отключки” сознания от внешнего вещественного мира). Экстатичность камлания (Ритуал, приводящий в экстатическое состояние; сопровождается пением и ударами в бубен) только поддержи- вала разум шамана в изменённом состоянии в течении желаемого времени.
В недалёком прошлом и в современности шаманы употребляли и употребляют общедоступные дурманящие наркотики: табак и алкоголь. Так у тунгусских шаманов принят в качестве камлания сначала медленный, а затем всё ускоряющийся танец, в процессе которого под ускоряющиеся удары бубна шаман периодически выпивает одну за одной несколько стопок водки, а в перерывах между выпивками выкуривает несколько трубок крепчайшего табака. После чего, выйдя из бессознательного состояния, шаман даёт не совсем ясные даже ему ответы на некоторые вопросы, задаваемые окружающими.
Как видите, культура шаманизма прочно вошла в наше общество в качестве употребления табака, алкоголя и прочих наркотиков, вызывающих сильные и слабые (такие, что люди к ним привыкают и считают это нормой) галлюцинации. Понятие «галлюцинация» происходит от латинского hallucinatio — бред, видéния, обман чувств, ложное восприятие, возникающее без соответствующего внешнего раздражения. Различают слуховые, зрительные и другие галлюцинации.
В то же время по содержанию галлюцинации представляют собой некие объёмы информации (в большей мере в видимых образах, либо в ощущениях), становящиеся достоянием психики. Поэтому информация, предоставленная субъекту в трансово-галлюцинационном состоянии может быть: • Достоянием коллективной психики-мыследеятельности (эгрегора), полученной в “чистом” виде (какая есть — такая и доставлена) в трансовом состоянии, после чего субъект, обладающий ею будет достаточно “накачан” чем-то «новеньким», в результате чего он станет “круче” других и даже сможет воспользоваться частью этой информации. • То же самое, что и в предыдущем пункте, но искажённое психикой субъекта, через которую эта информация проходит, либо сочетание первого и второго, что субъект тоже может употреблять как нечто важное в жизни. • Продукт взаимодействия психики субъекта и галлюциногенных препаратов, в результате чего сама психика выдаёт некую новую информацию, не являющуюся достоянием субъекта до этого. • Сочетание всего вышеперечисленного.
Главное в этом то, что, употребляя всякий наркотик или почти всякий психотроп, каждый открывает в свою психику некий информационный канал. Этот канал может допускать двусторонне направленное движение информации. Открыв такой канал, человек через него сам сможет оказывать воздействие на окружающий мир, если у него хватит самообладания и силы воли. В этом случае он станет “шаманом”, многие практики которых основаны на умышленной наркотизации себя и окружающих. Но шаманов — мало. Жертв шаманизма и шаманов — куда больше (индейцев на табак посадили шаманы, поскольку табак открывал для них свободный канал для входа в психику каждого более слабого и менее знающего члена племени, но всё завершилось крахом их цивилизации).
Конечно, каждый, кто попал под влияние культуры современного “шаманизма”, где-то в глубинах психики надеется, что именно он будет состоявшимся шаманом. Но эта иллюзия ошибочна. Подавляющее большинство людей, приобщившись к разного рода психотропам-наркотикам (табак, алкоголь…), ломается и умирает, не дожив до старости. «Шаманами» же (в том смысле, какой придавался этому слову ранее) становятся единицы… Но и эти единицы не имеют того полновластия (не в смысле неограниченной власти, а в смысле возможного для древних шаманов в пределах их тотемов), какое имели над их племенами древние шаманы «ранних» религий. Мир изменился и над шаманами и их культурой уже давно встала глобальная культура крупнейших мировых религий с их явно выраженной внутрисоциальной иерархией. А поэтому даже крепкие волей и здоровьем субъекты, проявляющие способности шамана в современности, не доживают до старости и “ломаются” на непонимании многих вещей (в первую очередь глобальной значимости) — в отличие от тех, кто понимает больше других. Именно поэтому те, кто понимает больше других — не препятствуют (а в большинстве стран поддерживают) современную форму “шаманизма” среди населения: им не страшны экстрасенсорные способности современных “шаманов”. Это так, поскольку шаманизм всегда ограничен (своей узкой “тотемной” сферой) в возможностях доступа к самой важной управленческой информации тем, что психика «шаманов» угнетена наркотиками. Но зато угнетённым наркотиками народом легче манипулировать — и шаманами в том числе. А возможности доступа к информации в угнетённом обществе всегда можно регулировать с уровня разного рода иерархий.
Если рассмотреть иерархию социальной организации древних шаманских обществ, то можно с уверенностью сказать, что шаманизм был лишь зародышем «духовенства». Но шаманов нельзя считать штатными служителями культа, которых в последствии стали назначать не за какие-то экстрасенсорные качества, а за преданность иерархии — в первую очередь. То есть, шаманы не составляли социальной группы служителей культа с чётким статусом согласно принятой иерархии.Бóльшая часть шаманов работала наравне со всеми, причём успехи шаманов на хозяйственном поприще всегда увеличивали их авторитет и наоборот. Почти все шаманы сочетали культовую деятельность с пророчествами, магией и лечением.
С появлением «духовенства», находящегося под постоянным контролем глобального знахарства,и охватившего своим духовным управлением не только одно племя, но и множество народов, шаманизм как культура стал заметно уступать. Если и остались его возможности в рамках той или иной цивилизационной религиозной системы, то эти возможности полностью под контролем знахарей последней и ограничены её запретами.
Поэтому и позволено новоявленным “шаманам” и наркотизированной толпе вариться в потоке “второсортной” и “третьесортной” информации и даже питать иллюзии того, что кто-то из них «шаман», а кто-то просто безвольный обыватель. Но даже и при этом не все, кто проявляет способности шаманов допускаются в сферу «большой культуры». В этом тоже одно из главных ограничений для “шаманов” современности. Если в первобытных обществах в шаманы инициировали самых способных, то теперь — только тех, кто лоялен сложившейся и поддерживающейся с глобального уровня духовно-религиозной иерархии, основанной на социальной иерархии разного рода чинов. Так что “шаманом” стать можно, но карьеру сделать при этом можно только в том случае, если выдаваемая “шаманом” информация не нарушает цензуру и «порядок» в современной иерархии. Поэтому одни субъекты, у которых просматриваются признаки «шаманской болезни», работают в сфере культуры, а другие могут попасть в психушку.
При этом в современной культуре “шаманизма” зачастую появляются лидеры-“шаманы”, которые всё-таки проникают в сферу маскультуры, но их деятельность оценивается глобальными цензорами не однозначно. Как правило они начинают свои культурные “шаманские” практики в обществе в переходные периоды, когда цензура ослабевает и, транслируя в молодёжную среду вредные привычки, будучи крупными авторитетами, через свой пример(алкоголь, табак, наркотики), что в общем-то подходит чуждым народу глобализаторам, эти “шаманы” в образной форме выдают некую информацию, выходящую за предел допустимого цензурой. Такие “шаманы” как правило не долго держатся в сфере маскультуры, а их судьбы печальны. К таким примерам можно отнести Виктора Цоя (в 1990 г. убился на автомобиле — скорее всего в соответствии с магией вышестоящих в иерархии над “шаманизмом”) и Игоря Талькова (в 1991 г. убит из револьвера).
Надо всегда помнить, что большинство людей в наркотизированном обществе просто ломаются — как под давлением информации, не свойственной их психике в не угнетённом наркотиками состоянии, так и под угнетением их организма и психики постоянным применением наркотических веществ. Нормальное и безопасное получение информации с любых уровней духовной иерархии Мироздания возможно лишь в состояниях, которые ни в коем случае не являются трансами, вызванными галлюциногенами и наркотиками. При этом сознание должно в определённой человеку Свыше мере контролировать часть потоков информации, поступающей с разных уровней духовной иерархии.
Именно к этому идеалу бессознательно стремится бóльшая часть молодёжи, ощущая что в современном мире очень тяжело жить только багажом знаний, которые можно получить лишь из источников вещественной культуры. Именно поэтому многие молодые люди либо сами бессознательно желают стать «шаманами», либо подражают “шаманам” из маскультуры. Пример тому — не спадающая популярность самого крупного молодёжного “шамана” В.Цоя. Кстати сказать, сам В.Цой происхождением из юго-восточных народов, что отчасти объясняет бóльшую (по сравнению со многими другими) сопротивляемость его организма к психотропам. К тому же большинству хочется выделиться своими “сверхспособностями”. А психотропы создают в психике иллюзии особой “крутости” и отличимости от других. Самый доступный и легитимизированный для молодёжи психотроп — табак.
В общем, у современной молодёжи можно уверенно выделить все основные атрибуты культуры древнего шаманизма: • Массовая склонность к психотропам-наркотикам (в первую очередь табак). • Массовая склонность к музыке, в которой преобладает частый ритм — подобно тому, что исполняют на бубне и барабане во время камлания шаманы. Этим объясняется особое притяжение молодёжи сначала к западной рок-поп-музыке, а затем к доморощенным “шаманам” типа В.Цоя. • Массовое желание быть лучше других, отличаться от других (чего ещё 30-40 лет назад в массовой молодёжной культуре не было). • У некоторых осознаваемое, но в большинстве своём бессознательное желание выделиться и достигнуть успеха побыстрее — не включая разум и интеллект, а с помощью хитрости либо экстрасенсорных возможностей — возможностей быстрого доступа к информации, которая пригодилась бы для устройства в жизни.
Ясно, что перечисленное выше в первом и втором пунктах необходимо для того, чтобы войти в транс, отключив при этом сознание и интеллект. То есть, психотропы-наркотики (и в первую очередь табак) — как кажется многим молодым — средства достижения того, что перечислено в последних двух пунктах. Последние два пункта из вышеприведённого списка — это цели, которые некоторыми осознаются, но большинством просто выставлены для себя бессознательно.
В то же время для очень и очень многих безвольных молодых людей то, что перечислено выше в первых двух пунктах (психотропы-наркотики и музыка с частым ритмом) является лишь средством, взятым из современной культуры (что ближе — то и взяли) для «ухода от суеты жизни» в мир иллюзий, в виртуальный мир, закрыться от окружающих — в том числе и сократив на время действия психотропов и музыки работу (возможности) сознания (впасть в бессознательное состояние: частично или полностью).
Ясно, что такого рода «уход от реального мира» сделает личность ещё более безвольной. Уходить захочется всё чаще и чаще… до того момента, пока реальный мир конкретно не “наедет” на впавшего в иллюзию субъекта, либо такой субъект не доведёт свою физиологию до серьёзного заболевания, а то и до самоуничтожения.
Примерно такой же результат будет и у тех, кто не просто «уходит от реального мира», а старается выделиться и достигнуть карьеры либо других “благ” с помощью возможностей “шаманизма”. Конечно, выделиться и достигнуть чего-то в жизни надо стремиться. Но выбранные средства в этом отношении — иллюзорны — также, как и вредны физиологически. Это так по следующим при- чинам: • Во-первых, человек не может устойчиво достигнуть чего-либо противоестественным для него образом. А психотропы-наркотики как раз-то и применяются некоторыми для того чтобы побыстрее стать “шаманами” (овладеть некоторыми навыками шаманизма). • Во-вторых, получаемая новоявленными “шаманами” информация во время вхождения в трансовые состояния — не обладает той значимостью, которая, как им видится, нужна для достижения в жизни чего-то для них полезного. • В-третьих, такой «быстрый» путь человеку в общем-то не свойственен, поскольку человеку дан разум, интеллект, сознание, совесть… В связи с этим также человеку дана возможность не быстрого (в смысле того, что надо интеллектуально потрудиться и нравственно преобразиться) получения очень важной для жизни информации, однако это никак не совместимо с угнетением своего организма психотропами-наркотиками.
И главное: пока молодые поколения пребывают в иллюзиях своих “шаманских” возможностей, тем знахарским кланам, кто курирует глобальный проект, нечего бояться молодёжи и её выдающихся способностей: такая одурманивающая себя молодёжь никогда не выйдет за пределы возможностей древнего шаманизма, пока не протрезвеет и не перестанет употреблять любые психотропные наркотики, в первую очередь — табак.