Пространство для манёвра (1982)
Дата выхода: 01.01.1982 Продолжительность: 01:00:32 + 01:04:14 Производство: СССР, Жанры: Советский фильм, драма, Ключевые слова: | Режиссер:
В ролях:
| |||||
В конструкторском бюро серьёзные перемены. Старый начальник за выслугой лет покинул свой пост и ушёл на покой. Работники долго гадали, кто же станет новым начальником и уже чуть ли не на спичках выбирали из «своих». Но тут заявляется некий человек, который неожиданно для всех занимает кресло руководителя бюро. Он умный, жёсткий, принципиальный и бескомпромиссный. Но, самое главное, что его выделяет на фоне окружающих, это его беспардонность. Он не боится говорить в глаза правду. Естественно, такое поведение нового начальства не по духу работникам, и они всячески пытаются противостоять натиску руководителя. Однако начальник плевать на то, что он не вписывается в стандарты номенклатуры. Коллекции с этим фильмом |
Название фильма
Название антологии
Для просмотра скриншотов нажмите на описание торрента!
В фильме интересно показана эта внутренняя работа личности. Интересны диалоги между начальником и подчинённым вначале и в конце.
Единственное, что не понравилось, - это способ показа монотонности и обыденности бытия главного героя - метод повтора одинаковых кадров. Когда это один повтор, согласен. Но множественность повторов...?
Интересно подобрана музыка, выражающая таинственность недосказанного. А недосказано многое. Есть над чем поразмышлять.
Кино отличное, и очень актуальное, несмотря на дату создания!
8 баллов.
Будет небесам жарко!
Сложат о героях песни.
В спорте надо жить ярко,
Надо побеждать честно!
Замерли вокруг люди,
Светятся экраны теле…
Верьте, что рекорд будет!
Знайте, мы близки к цели!
К явным достоинствам фильма я бы отнёс актёрский состав. Конечно — это не звёзды первой величины, но лица достаточно узнаваемые и ставшие популярными. Со временем. Благодаря этому лента не провисает, смотрится органично. Анатолий Ромашин и Зинаида Шарко, Евгения Уралова и Николай Караченцов, Александра Яковлева и Николай Гринько, Андрей Толубеев и Владимир Ерёмин. Вот такое многообразие. Причина такого «митинга» — сюжет в двух сериях с минимальными образами-характеристиками персон. Их мало показать — их надо одушевить. Придать форму, «причесать». Очеловечить. И плюс к этому — подтанцовка. Многоликая. С репликами и без.
Вниманию зрителя — конструкторское бюро (а проще говоря, языком аллегории, советский социум со "зверьём" разной масти - и тараканы, и клопы, и кролики....). Но. Это всё в подтексте. А так, - Инженерия. Мозг промышленности. Коллектив советской эпохи. Предзакатное время строительства коммунизма. Последний год правления Л. И. Брежнева. Время застоя, как говорят теперь. Некая заторможенность. Общая. В мыслях, делах. И даже в людях.
Итак, заторможенность. В полной развертке мы наблюдаем это в данной картине. А что вообще мы наблюдаем? Производственную драму? Да. Новый начальник отдела, только что назначенный и представленный руководителем, знакомит подчинённых со своими методами работы — больше доверия нижнему звену, разумное делегирование, умеренная свобода. Мерило — личная инициатива и ответственность. Творите. Дерзайте. Вы — боги. Так? Да. Для начала 80-х это определённый прорыв, новизна. Поначалу может показаться, что лента — новаторская, живая. С некой отличительной особенностью от своих «одноразовых» собратьев соцреализма, где «варят» сталь, выкашивают поля. Наверное, это так и есть. И в этом её примечательность. Некая незаурядность личности «босса».
Однако, «второй слой начинки», на мой взгляд, более глубок и более интересен. Не явно, а скрытно, он проступает. Как? В чём это выражается? Правильней будет, для начала, переформулировать вопрос. Так производственная ли это драма? Нет. Никоим образом. Это и не драма вовсе. Жанр совершенно иной. Это ТРАГИФАРС! Вот так вот. ЗЛАЯ САТИРА! Зашифрованная смелость, если хотите. Упрёк-насмешка. Время такое, что иначе и преподнести нельзя. Не пропустят. Изомнут, изрежут. Оплюют ещё до похода к зрителю. В кабинетах художественного совета. Вновь та самая изнанка политического вывиха. Да, да застой. Пик явления. И для фильма нужны очки с ОПРЕДЕЛЁННОЙ ДИОПТРИЕЙ. Или микроскоп. Тогда явления станут явными. Перестанут ускользать. И их можно будет рассмотреть. Во всей красе.
Застой. Отсутствие движения. Гнилостное болото. Всё это здесь. В этом мирке. И все наши горе-герои дети своего времени. Они несут отпечаток на себе. Олицетворяют чумные коридоры. Помилуйте, какие это к чертям собачьим конструкторы, воскликнул бы представитель социометрии, погружённый в эту среду и наблюдающий происходящие в ней процессы. И был бы совершенно прав. Чем они заняты на работе? Работой? Не смешите меня. Автор живописует данное общество широкими мазками, без приглаживания и без проборов. Дамы — сплетничают. Мужчины — спорт, кроссворды, учёт потери полезного времени. Трёп, трёп, трёп. Шарашка бездельников. О чём можно говорить, если ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР, одёргивая «стукача», замечает ему, — позвольте, наконец, мне самому заниматься моей работой, — и добавляет, — администрированием. ВО КАК!
Есть ли искренняя увлечённость работой хоть у одного из этих «типов»? Пожалуй, у одного, действительно есть — кажется, Лаврецкий. Тот, что «двигает» всю эту «свору» — кандидатов, докторов своей светлой головой. И чьи идеи, все они присваивают, а разработки приписывают себе, ему отдавая должное как светочу их дела.
История с мигающей, не загорающейся лампочкой, неправильно подсоединёнными проводами-кабелями выглядит как издевательство над инженерией, а ответственный за это персонаж Н. Караченцов, своим образом, отношением, багажом знаний, лишь усугубляет впечатление. Такова впрочем, характеристика и на его приятеля по КБ, персонаж В. Ерёмина — история с письмом.
Весьма колоритны представительницы прекрасного пола. Блистает Зинаида Шарко. А роль у неё крошечная — поражая собеседника откровениями его подруги. Происходящее в его спальне, оказывается, — достояние отдела. И широко обсуждается. И удивлённая оторопь в мужских глазах. И раскрытый рот выброшенной на берег рыбы — кислорода, кислорода… Мне плохо.
Вторит занозистостью Евгения Уралова — как питон заглотившая, предварительно удушив своими кольцами привлекательной обёртки внешности, двух птенцов-начальников, по всей видимости, людей, совершенно не искушённых в «подковёрной» борьбе — доносы, сигналы руководству, кляузы и поклёп. Мила. Мила. И хороша внешне. Но берегись, каждый сюда входящий. Готовит «сани для отъезда» третьему боссу. Смазывает их для скорости. Готовит его под откос.
А Александра Яковлева? Что ж, здесь типаж известный, — «женись на мне солдатик».
Из мужчин нельзя не отметить Николая Гринько. Наверное, как какая-то дополнительная шарада — это два голоса, которыми он говорит. Актёр частично переозвучен. В тех местах, где он боек до чрезвычайности — ни он. А где покоен — оставлен как есть. Самим собой. Это первое. А второе, самое-самое это его потуги на профессиональной почве. Ни кульмана тебе, ни ватмана. Фиксация происходящего. Окружение — на карандаш (чекист в отделе. Дозорный в миссии стукачества). Кто и что творит. Едва ли не по минутам. Ухохочимся.
А в заключении о персонаже Анатолия Ромашина. Так кто он такой? Радикал? Прогрессивное начало? Мыслитель? Нет, нет, нет. Да, он, скорее всего способный инженер. Этим и выбился «в люди». Но он просто ПРИСПОСОБЛЕНЕЦ. Персонажа Н. Гринько, в его далёкой от истинной стези отдела «работе», он даже защищает. А почему? Понимает — перед ним ставленник «верхов». И с ним надо жить миром. Где же Ваши принципы, милейший? Куда они делись? Их нет. И не было никогда. А защита диссертации? Впервые решил «побуянить», а потом «голову в песок». Испуг. Спрятался «в домик» — свой мирок. А девочки, обманом ушедшие с работы в кино? Выговор? Поставил на вид? «Отшлёпал»? Ну, что Вы. Как можно? Единственная твёрдость — ПОСТАВИЛ НА МЕСТО зарвавшуюся «мегеру», заставил её бежать к покровителю с жалобой-челобитной. Вот здесь, БРАВО. Преуспел. Снимаю перед Вами шляпу.
Дерзкий путь наверх сложен,
Лидерам сегодня трудно…
Знаем: победить сможем,
Если совершим чудо!
Судьи будут к нам строги,
Но, в конце концов, поверьте,
Скажут нам, что мы — боги,
Скажут: «Молодцы-черти!»
Необычное, недооцененное, забытое кино. Почти забытое.
Приятного просмотра всем.
По вашему запросу рецензий не найдено