Сгусток энергии, а не человек. Комок нервов, в кулаке.
Многогранный фильм. Простой в своей сути и полный сверх меры. Война без войны как таковой, но насколько же она здесь главенствует, опаляет своим дыханием, щемит… Каждый из персонажей её арестант. И вспоротая дугой старшинская спина, и плач по потерянной в ампутации руке — перепаханное поле взошедшего урожая жизней людей на пепелище, разведённом «костлявой». Душа женской исповеди раздавленная, но возрождающаяся; беспомощное отчаяние смерти отца — скупые строки похоронки — отзвуком-стоном в нас, зрителях, с навертывающейся слезой и подступающем комком к горлу. Безысходность. Понимание этого. И не чем помочь… ВОТ ОНО ИСТИННОЕ КИНО. С гаммой чувств воспитывающих в нас ЧЕЛОВЕКА.
Старшина. Какое ёмкое понятие. СТАРШИНА. То есть Старший. Иначе говоря — Наставник. Учитель. Отец родной для курсанта. Кнут и пряник. Психолог и Воспитатель — огненное горнило для закалки, выпечки. Вот так, наверное образным языком можно очертить контуры главного действующего лица. Попадание в образ Владимиром Гостюхиным стопроцентное. Да, именно он, ОТЕЦ РОДНОЙ для вчерашних ещё пацанов, а сегодня курсантов лётных курсов. Да, именно он, ОГНЕННОЕ ГОРНИЛО для закалки и выпечки характеров мальчиков превращающихся в мужчин. Да, именно он стартовая площадка-аэродром их завтрашнего ПОЛЁТА. И на каждом из них его отпечаток в общей фактуре проступающей ЛИЧНОСТИ.
«Раз-раз-раз, раз-два-три, раз-раз-раз, раз-два-три» — как молитвенный перезвон в стуке сапог. «Боец Чеботарь подъём — боец Чеботарь отбой» — воздаяние и воспитание одновремено. «Хотите чаю, товарищ капитан» — дистанцирование и разграничение… И продолжать можно ещё и ещё… Здесь масса самородков-изюминок для любования-смакования. Нужно лишь «поймать» волну, настроиться «на кино». И Ваша душа ЗАПОЁТ. А сцена с восемнадцатой булкой хлеба? Жесткая, хлёсткая. Правдивая.
«Старшина» был и остаётся живым откровением ушедшему времени. Достойно. Смотрю и пересматриваю вновь.
Поймал себя на мысли, что старшина Кацуба точь в точь старший лейтенант Евгений Таманцев по прозвищу «Скорохват» из романа «В августе сорок четвёртого»- человек-пружина. Такой способен на силовое задержание, стрельбу «по-македонски», качание маятника… Сгусток энергии. Запредельная воля.
Позволю себе некоторое отклонение от основной темы. В своих недавних рецензиях я заговорил о «самурайском следе» в советском-российском кинематографе. Речь, проще говоря о человеке ДОЛГА. Человеке ПУТИ. Выборе, который стоит перед каждым из нас. Так вот, считаю, что и этот фильм можно по праву назвать САМУРАЙСКИМ. Здесь мы имеем дело с САМУРАЕМ НАСТАВНИКОМ. В японском кинематографе нечто подобное, схожее звучит в «Табу»(1999г.). Такеши Китано — Владимир Гостюхин как Вам такое? Созерцание восточного мудреца и наковальня русского солдата в противовес… Забавно, правда? Разные культуры и разные приёмы в подходах. К тому же разность эпох. Но всё равно весьма интересное сопоставление. Не находите? А раз так, то и «Старшину», для юношеской публики, можно рекомендовать как продолжение темы МЕЧА. Правда одна оговорка — зрелище с элементами философии и духа МАСТЕРА. А не просто фектовальный экшн… Стоит лишь вглядеться.
Старшина (1980)
Дата выхода: 07.07.1980 Продолжительность: 01:23:21 Производство: СССР, Жанры: Военный, Советский фильм, драма, Ключевые слова: 9 мая, День Победы, | Режиссеры:
| ||||||||
Старшина Кацуба, распрощавшийся с фронтовой службой, едет по направлению в провинциальный тыловой городок воспитывать и обучать курсантов военному делу... Коллекции с этим фильмом
|