Третья часть ночи
(1971)
(Trzecia czesc nocy)
Дата выхода: 04.01.1971 Продолжительность: 01:42 Производство: Польша, Жанры: Арт-хаус / Авторское кино, Военный, Зарубежный фильм, Ужасы, драма, Ключевые слова: Авангард и Сюрреализм, | Режиссер:
| ||||||||
Герой по имени Михал, чудом уцелевший после расправы фашистов над его матерью, женой и сыном, первоначально пытается выйти на контакт с подпольщиками, а затем оказывается одним из подопытных (неких «кормильцев вшей») в странном медицинском центре, занятом изобретением вакцины против тифа. Михал также помогает появиться на свет ребёнку встреченной молодой женщины Хелены и продолжает заботиться о ней, похожей, как две капли воды, на его погибшую жену Марту. А в итоге готов пожертвовать собой, чтобы вызволить из госпиталя принудительно помещённого туда мужа Хелены. Коллекции с этим фильмом |
Название фильма
Название антологии
Прорвало в том самом 1971 году Жулавски, словно внутри него самого, были сняты все запреты и ограничения, мысли облеклись в форму, а были они о третьей части ночи, что есть апокалипсис. В картине нашлось место и ему, и Вавилону, и Вавилонской блуднице, - в ней поднимаются такие остро ограненные вопросы бытия, как: грех и искупление оного, о падение человека в бездну порока и добродетели, о аде и рае, о предательстве и человеческом подвиге, о любви низводящей в бездну и любви - возвышающей.
"Третья часть ночи" - сюрная до не приличия - картина; с тайно зашифрованным смыслом в символах и знаках; с завуалированной в цитатах и изречениях, мудростью; с выпукло-вогнутым видом абсурда в своей подаче, но поэтически проникновенна, - эту картину в первую очередь следует воспринимать интуитивно, ассоциативно.
Смотреть вглубь ее парадоксальной величины, ведь ежели подход зрителя станет буквальным, то это грозит вылиться в абсолютно превратную интерпретацию.
"Третья часть ночи" - апокалипсис души.
"Третья часть ночи" - образчик метаморфоз в душе человека, от трусости к самопожертвованию.
Начинаясь в своей первой сцене, кровавой и жестокой, мы наблюдаем героя, в роли подлеца и труса, и далее движимый чувством вины и еще чего-то еще, он совершает странные на первый взгляд поступки: например кормит своей кровью вшей, помогая найти вакцину от чумы, ; а также встречается с куда более чем странными людьми, и кто эта женщина с одним лицом на двоих; окунается в истоки своих воспоминаний, и уже не разобрать где прошлое себя нашло, и что есть настоящее, и возможно ли будущее в принципе(??)
Мне как зрителю, пойманному в ловушку привлекательной парадоксальности, удалось в этом безумном и не связанном логической цепью поступков, действии - найти разгадку почти сразу. И тем интереснее было двигаться с героем к последней очищающей и просветляющей сцене, расставляющей все по своим местам.
Совершенно нереальная атмосфера - безумная, плотная и тугая, каждый шаг в ней - это шаг к прозрению, но твоего аууууу... я заблудился, никто не услышит, здесь царят мрачные времена, и убогие, по своей скудности, пейзажи - давно накрыло пеленой тумана, и каплями дождя.
А кривые улочки, темные углы помещений, гулкие звуки убегающих по лестнице каблуков, страх на улицах города, загнанные в силки своего ужаса - люди, здесь постоянно кого-то привозят и увозят в автобусах, стреляют на площадях и в закоулках, и сами главные герои - будто проживают свои жизни с нечеловеческим напряжением, захлебываясь криком только рожденного, забываясь лишь на мгновение, и в окончании мучений - находя забвение.
"Третья часть ночи" - несмотря на свою линейность, в отличии от тех картин-кроссвордов, что снимет Жулавски после, все же отличается его фирменным стилем и атмосферой парадоксального безумия, прорвавшегося в наш мир, - но за этой стеной знаков отчуждения, режиссер прячет такое высокое понимание материй, что дрожь берет и оторопь.
От меня высший и редкий балл 100/10)))
Помните, картина очень сильно на любителя, очень
После "Серебряной планеты" и "Одержимой", во всеоружии готовился к вынесению мозга, однако это кино легче, в плане отсутствия ужасно "грузящих" монологов в "СП" и сцен беснования в "Одержимой". Однако тяжёл, в смысле необходимости интеллектуального напряжения, в течении всего просмотра. Оккупация, гибель семьи, ранение и...
Очень сильный фильм, рядом с которым Линч выглядит несколько тускловато (имхо).
Ужасы в жанрах, чистой воды недоразумение, а вот любителям подвергнуть мозги сильному напряжению, непременно сюда.
Коллекция 9/10
27 Дек. 2013 13:04 Прямая ссылка
"Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю… И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих" (Ап.8.7. – 9.4;)
На мой взгляд, ужасы оккупации, автор и рассматривает как наступивший Апокалипсис. В начале фильма, главный герой выходит из какой-то долгой болезни, почти ничего не помня и не осознавая. Он не был готов ни к ответственности за семью, ни к рождению и воспитанию ребёнка. Став, после их гибели, членом сопротивления, он также не был готов и к смерти. Будучи ранен и преследуем фашистами, он скрывается в подъезде, возле квартиры беременной женщины, которая как две капли воды похожа на убитую жену. Преследователи, по ошибке, ранят и забирают её мужа. Теперь ему необходимо заботиться о женщине и ребёнке. Что это, дарованная возможность прожить заново и по-другому, то что уже потеряно? А как быть с её мужем, который находится в жутком, экспериментальном, медицинском заведении, как им помочь? С этого момента для Михава наступает пора мучительных вопросов и поиска ответов на них.
Что важнее? То, чем люди жертвуют друг ради друга, или то, что они разделяют и хотят сохранить? Самосохранение или самопожертвование, что значит по-настоящему любить и как это согласуется со спасением души? Что значит иметь Божественную печать на челе? (Ап.9.4;)
В фильме есть и другие персонажи, такие как Слепой, руководитель Михава в сопротивлении, которые также решают свои экзистенциональные вопросы. Раскрывается история деятельности Института Рудольфа Вайгля, разрабатывавшего сыворотку от сыпного тифа. В его лаборатории, отец режиссёра действительно кормил вшей, чтобы выжить, за это полагался паёк.
Картина тяжела для восприятия. Но не так, как более поздние работы Жулавского. Тяжела, в смысле необходимости постоянного интеллектуального напряжения, для осмысления происходящего. То, что в жанрах указаны ужасы, на мой взгляд, чистое недоразумение. Это кино не для любителей монстров, резни и крови. А вот, для любителей сюрреализма и философской притчи оно может стать настоящей находкой. Фильм, который надолго поселяется в голове и достоин быть помещённым в коллекцию.
9 из 10