Фильм посвящён философу, врачу, учёному Востока и поэту Абу-Али Ибн-Сине, жившему в Бухаре в X веке и известному в Европе под именем Авиценны.
Бухара. Восемнадцатилетний лекарь Ибн-Сина спасает от смертельной болезни эмира. Отказываясь от золота и почестей, юноша просит в награду лишь допуск в эмирское хранилище книг. Изучение трудов древних учёных, философов, врачей, наблюдения над природой, многочисленные опыты приумножают познания Ибн-Сипы. Вероломное нападение на Бухару войск правителя Газны Махмуда, подвергшего город разорению, предавшего огню величайшее книгохранилище мира, вынуждает Ибн-Сину покинуть родину. После долгих лет скитаний он вместе со своим учеником и помощником Джузджани приходит в столицу Хорезма Гургандж, чтобы объявить войну свирепствующей здесь чуме…
Средневековый персидский учёный Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина, известный на Западе как Авиценна, вниманием кинорежиссёров не избалован - за многие годы всего 3 фильма: "Авиценна" (1956), "Юность Гения" (1982) и "Лекарь: Ученик Авиценны" (2013). Причём ни первый, ни третий (второй посвящён детским и юношеским годам Авиценны) нельзя считать, действительно, автобиографичным, хотя у обоих есть свои достоинства: "Лекарь: Ученик Авиценны" снят по роману Ноя Гордона, глубоко изучавшего историю медицины и медицинскую этику. У "Авиценны" Камиля Ярматова главное достоинство заключается в том, что он вообще был снят. Разумеется, как советский продукт он идеологически выдержан и даже содержит изрядную долю пропаганды, но было бы странно, если бы её не было. В целом же картина не особенно искажает исторические факты (всё-таки со времени показанных событий прошла целая 1000 лет, и вариации тех событий вполне допустимы), однако, финал показался мне излишне пафосным, тем более, что последние четырнадцать лет жизни (1023—1037) Авиценна служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла, где для него создали благоприятные условия для научной деятельности - он был главным врачом и советником эмира, сопровождал его даже в военных походах. По всей видимости, по "идеологическим соображениям" такой финал был недопустим. Как бы то ни было, другого фильма про Авиценну нет, и в ближайшее время, похоже, не предвидится. Награды: Всесоюзный кинофестиваль в Москве 1958 год - Вторая премия за художественное оформление (В. Еремян) и поощрительный диплом режиссеру (К. Ярматов).