Спасение (2015)
Дата выхода: 24.09.2015 Продолжительность: 01:34 Производство: Россия, Жанры: Русский фильм, драма, Ключевые слова: Про веру в бога, | Режиссер:
В ролях:
Сценарий:
Оператор:
Композитор:
Монтаж:
| ||||||||
Молодую католическую монахиню сестру Анну из Польши отправляют служить в миссию католического прихода высоко в гималайских горах. Сестре Анне 25 лет, и половину жизни она провела в монастыре. И вот, первый раз в жизни она выезжает в другую страну, и не просто в какую-то страну, а в аутентичный край Ладакх, который является частью тибетской Индии. Приехав туда, сестра Анна оказывается в совершенно не знакомом ей мире. Она сталкивается с совсем иной культурой, с другими энергиями и абсолютно другой религией. Загадочный мир Тибета и случайные встречи в пути приносят сложные мысли и вопросы. Коллекции с этим фильмом |
Название фильма
Название антологии
Скучное кино на избитую тему. Можно заснуть, проспать пол фильма, проснуться и быть уверенным, что ты ничего не пропустил.
Высокие лбы, может, и узрят здесь историю духовного становления, но в том же ЖЧ смысла и глубины гораздо, на мой взгляд, больше...
Поставила 9 балов.
фанаты "Железных человеков" могут смело проходить мимо
Да ладно. А что не так с "Железными человеками"? Один из самых качественных фильмов в своей нише, люблю и пересматриваю. Откуда вы вывели странную "закономерность" что в таком случае мне нужно "смело идти мимо" Вырыпаева?
Хорошо, ЖЧ пожалуй действительно не самый удачный пример. Однако, сообщения школьников в обсуждениях блокбастеров вроде "это самый лучьший фильм каторый я видил!" или "кому ненравиться этот фильм тот тупой", наводят меня на некоторые выводы касательно целевой аудитории. Я неспроста написал "фанаты". Ничего личного, мне ЖЧ тоже понравился как шоу, но пересматривать я его скоро наврядли буду, ибо он пуст.
Остальные же могут на полтора часа погрузиться в умиротворение Гималаев, меланхоличныую жизнь монашкиМеланхоличная жизнь у ослика Иа, у монахов же она напряжённая, только снаружи это не заметно.
Не знаю насчет напряженной жизни монахов, но у Вырыпаева я увидел скорее дискомфорт и отрешенность, о чем, кстати, прямо говорит его героиня.
фанаты "Железных человеков" могут смело проходить мимо
Да ладно. А что не так с "Железными человеками"? Один из самых качественных фильмов в своей нише, люблю и пересматриваю. Откуда вы вывели странную "закономерность" что в таком случае мне нужно "смело идти мимо" Вырыпаева?
Остальные же могут на полтора часа погрузиться в умиротворение Гималаев, меланхоличныую жизнь монашкиМеланхоличная жизнь у ослика Иа, у монахов же она напряжённая, только снаружи это не заметно.
Да, фанаты "Железных человеков", "Очень смешных кинов" и прочего мейнстрима могут смело проходить мимо, фильм им наверняка не понравится.
Остальные же могут на полтора часа погрузиться в умиротворение Гималаев, меланхоличныую жизнь монашки и странные разговоры, так приятно напоминающие "Кофе и сигареты" Джармуша. Вот кстати любители последнего, как и я, наверняка получат непередаваемое удовольствие от диалогов, первый из которых состоится аж через полчаса от начала картины. Так что если вдруг захочется сразу залезть ложкой в середину арбуза - можете перемотать эти 30 минут. Однако, вступление помогает лучше понять мир в котором живет главная героиня, ее настроение и проникнуться нужным ощущением для просмотра. Как и у любого другого действительно хорошего кино - у этого также присутствует особое послевкусие, оставляющее блуждающую улыбку и заставляющее на несколько минут откинуться на спинку и поразмышлять о жизни.
Приятного просмотра!
В целом, картину характеризовать трудно, потому как нет в ней целостности. Получасовое хождение главной героини в начале, призванное погрузить в атмосферу, своей цели не достигает. Прогулки среди горной красоты и пребывание в номере никак не раскрывают тему сомнений в вере (которая явно подразумевается). Не спосбствует этому и (совершенно лишний) эпизод на унитазе, с характерным журчанием, тем более нелепая летающая тарелка. Поэтому, финальная фраза сестры Анны глупо зависает в воздухе, вызывая недоумение, не имея под собой сюжетного основания.
Для меня интересна была середина фильма, состоящая из двух встреч и диалогов. Хипующая Каролина Грушка отлично сыграла самолюбующуюся, философствующую болтунью. Такой тип людей услаждается своими умозаключениями, но понятия не имеет как их приспособить в жизненно-практическую плоскость. Да оно им и не нужно, некогда, завтра родятся новые теории, которые с апломбом нужно будет озвучить.
Несомненным плюсом является удачный выбор на главную роль дебютантки Полины Гришиной. Наши актёры, в отличие от голливудских, редко утруждают себя серьёзным изучением оттенков проф. поведения, жаргона и т.д. представителей редких профессий и субкультур. Поэтому и выглядят, зачастую, ряжеными клоунами. Полина (выросшая в монастыре, что значит девушка в теме) ведёт себя в кадре настолько естественно, что иногда кажется будто смотришь документальные съёмки с реальной монахиней. Хороша операторская работа. Но, повторюсь, цельности и содержательной насыщенности и глубины, знания темы, Вырыпаеву катастрофически не хватает. Но, поскольку ниша религиозного содержания в русском авторском кино почти девственна, попытка всецело приветствуется.
Это не ровня "Иде", "Марии" (Феррары), "Кто никогда не жил", "Острову" и "Дирижёру" (Лунгина), "Жизнь за жизнь" (Занусси), "Письмам отцу Якобу", "О людях и богах"... но, и на том спасибо.
6/10
симпатичные актёры...
небанальная ситуация...
на первый взгляд, незамысловатые диалоги несут, тем не менее, определённую смысловую нагрузку...
(в жизни куча несимпатичных людей проживает кучу пустых жизней, не заботясь о смысле присутствия здесь вообще...)
так что фильм заслуживает внимания...)))
"Спасение" – это дежурная попытка размышлений вслух о вере, которые отечественные режиссёры почему-то предпочитают вкладывать в уста иностранных её носителей (вспомним для примера фильм "Иерей-сан. Исповедь самурая"). Вроде бы в чужой монастырь со своим уставом не ходят, но наведываться в собственный, видимо, всё-таки страшнее. И Вырыпаев ничтоже сумняшеся отправляет польскую католичку в «последнюю цитадель» буддизма. Неформальное знакомство с официальным адептом веры не под гулкими сводами храма расширяет границы повествования и в то же время меняет его тональность. Невольно склоняешься к мнению о религиозной клаустрофобии автора, об отказе взяться за рассказ изнутри, ибо тема сама по себе обязывает, лишая повода для вольного обращения с ней, не позволяя опускать планку ниже допустимого и, безусловно, требуя знания материала.
Попытка изумительно красива – этого у неё не отнять. Благодаря оператору Андрею Найдёнову отдельные сцены напоминают полотна то Рембрандта, то Сальвадора Дали; в кадре превалируют эффектные ракурсы и цветовые сочетания: "пыльное" синее и приглушённо-жёлтое, хрестоматийное красное и чёрное, чёрное и белое. Благодаря Полине Гришиной, выросшей в монастыре, кинолента обрела одухотворённое, не обезображенное чрезмерными интеллигентностью и оправой очков лицо.
Но ни живописность, ни фактурность идею не вытянули, она осталась холодной, отстранённой и безжизненной, будто Снежная Королева в сказке Андерсена или певица Йенни Линд – в его судьбе. Поэзия формы зияет провалами содержания. Спасают ли обстоятельства Анну? Скорее, топят, как слепого котёнка. Спасает ли она себя, свою веру? Больше похоже на то, что прячется и прячет в укромном уголке.
Два тату, сделанных Полиной Гришиной в знак протеста после ухода из монастыря, как и творческий акт героини фильма "Авриль" Жеральда Юсташа-Матьё, увенчали отстаивание обеими девушками своего места в жизни вне церкви куда чистосердечнее, чем финал "Спасения" – утверждение Анны в правильности выбранного ею пути. Даже внедрение в сюжет НЛО не придало вырыпаевской пустоте ни эйфории, ни загадочной суггестивной силы, не превратило её в таковую, что "при мысли о ней видишь вдруг как бы свет ниоткуда". Попытка выглядит заправской софистикой, от неё не дрожат струи "непостижного света". Хотя, возможно, как и в вопросе с наполовину полным или пустым сосудом всё упирается в то, каким/какой его/её узрели именно Вы.
Философов в России не осталось. Зачем и мочалку теребить?
Ну для создания подобных фильмов может и нет необходимости быть философом, достаточно быть думающим и талантливым.
Лунгин же не религиозный философ, но его "Остров", на мой взгляд очень удачен.
16 Март 2016 14:05 Прямая ссылка
и ровно-ровно сердце бьётся.
Душа, как снятая с креста,
чиста – не плачет, не смеётся.
Ольга Красникова
Современный российский кинематограф постепенно заполонило «младое, незнакомое» кочевое племя: Пётр Буслов обретает «Родину» на Гоа, Роман Волобуев снимает Морру и иже с ней во Франции, а Вырыпаев, как старик Хоттабыч, на нековре, но самолёте переносит свою и без того интровертированную «беспокойную Анну» в гималайские пейзажи Ладакха. Дауншифтинг полного метра? Кто и в какие странноприимные края отправится дальше искать «для вдохновения ключи»? Поживём – увидим.
Впрочем, сейчас речь не об этом, а о самой меланхоличной картине самого авангардного российского режиссёра, которая, будь она книгой, начиналась бы с фразы: "Жил-был Иван Вырыпаев, слыл знатоком модерна и «Танца Дели», а потом вдруг остановился, задумался и станцевал менуэт под названием «Спасение»". 25-летняя же польская монахиня, по долгу служения церкви заброшенная на «Малый Тибет», впервые осознаёт, что ни о танцах, ни о песнях, ни о музыке (и не только группы «U2») ничего не знает и в помине. Тело Анны гнетёт вовсе не высота в 4000 тысячи метров над уровнем моря – это душа её от приближения горнего мира трепещет в сомнениях. Путешествуя по окрестностям, девушка беседует с первыми встречными, и из их слов в неё проникает такой оглушительный хаос, что делает непостижимое для её понимания окружающее пространство ещё загадочнее.
Лишённый фирменной экспрессии, авторский стиль Вырыпаева всё же узнаваем. В первую очередь, благодаря парадоксальности мысли (диалог о человеке-пылесосе) и картинки (монахиня, расхаживающая по улицам в подряснике, шапке бини, бутсах и с рюкзаком за плечами, или, простите, непосредственно в кадре справляющая нужду на унитазе); во вторую – традиционному сквозному говорению персонажей.
«Спасение» – это дежурная попытка размышлений вслух о вере, которые отечественные режиссёры почему-то предпочитают вкладывать в уста иностранных её носителей (вспомним для примера фильм «Иерей-сан. Исповедь самурая»). Вроде бы в чужой монастырь со своим уставом не ходят, но наведываться в собственный, видимо, всё-таки страшнее. И Вырыпаев ничтоже сумняшеся отправляет польскую католичку в «последнюю цитадель» буддизма. Неформальное знакомство с официальным адептом веры не под гулкими сводами храма расширяет границы повествования и в то же время меняет его тональность. Невольно склоняешься к мнению о религиозной клаустрофобии автора, об отказе взяться за рассказ изнутри, ибо тема сама по себе обязывает, лишая повода для вольного обращения с ней, не позволяя опускать планку ниже допустимого и, безусловно, требуя знания материала.
Попытка изумительно красива – этого у неё не отнять. Благодаря оператору Андрею Найдёнову отдельные сцены напоминают полотна то Рембрандта, то Сальвадора Дали; на экране превалируют эффектные ракурсы и цветовые сочетания: «пыльное» синее и приглушённо-жёлтое, хрестоматийное красное и чёрное, чёрное и белое. Благодаря Полине Гришиной, чьи юные годы прошли в монастыре, кинолента обрела одухотворённое, не обезображенное чрезмерными интеллигентностью и оправой очков лицо.
Но ни живописность, ни фактурность идею не вытянули, она осталась холодной, отстранённой и безжизненной, будто Снежная Королева в сказке Андерсена или певица Йенни Линд – в его судьбе. Поэзия формы зияет провалами содержания. Картина, призванная было спеть гимн духовности, растворяется в туманной дымке гор и благовоний местных храмов и многоцветным колесом-мандалой катится по чистым землям будд прочь от славянского менталитета. Спасают ли обстоятельства Анну? Скорее, топят, как слепого котёнка. Спасает ли она себя, свою веру? Больше похоже на то, что прячется и прячет в укромном уголке.
Два тату, сделанных Полиной Гришиной в знак протеста после ухода из монастыря, как и творческий акт героини фильма «Авриль» Жеральда Юсташа-Матьё, увенчали отстаивание обеими девушками своего места в жизни вне церкви куда чистосердечнее, чем финал «Спасения» – утверждение Анны в правильности выбранного ею пути. Даже внедрение в сюжет НЛО не придало вырыпаевской пустоте ни эйфории, ни келейной суггестивной силы, не превратило её в таковую, что «при мысли о ней видишь вдруг как бы свет ниоткуда». Попытка выглядит заправской софистикой, от неё не дрожат струи «непостижного света». Хотя, возможно, как и в вопросе с наполовину полным или пустым сосудом всё упирается в то, каким/какой его/её узрели именно Вы.
О, есть неповторимые слова,
кто их сказал – истратил слишком много.
Неистощима только синева
небесная и милосердье Бога.
(Анна Ахматова)